Специалисты давно поняли, что получение новых знаний – залог успешной карьеры в любой области. Организации, в свою очередь, также придают обучению сотрудников все большее значение. Сегодня все стремятся рациональнее вкладывать средства, анализируют эффективность инвестиций и ищут новые, менее затратные, но при этом успешные формы обучения и развития. Эти факторы способствуют развитию дистанционного образования в нашей стране. Существовавшая когда-то проблема доставки знаний на расстояние с развитием интернет-технологий может практически исчезнуть.
По результатам опубликованного компанией Ambient Insight исследования "The Worldwide Market for Self-paced eLearning Products and Services: 2009-2014 Forecast and Analysis", объем мирового рынка электронного обучения в 2009 году достиг 27,1 млрд долл. К 2014 году его объем составит 49,6 млрд долл. Самыми быстрорастущими сегментами являются Азия с годовым приростом в 33,5% и восточная Европа — в основном страны СНГ — с годовым приростом на уровне 23%. По темпам прироста рынок Восточной Европы оставляет позади Латинскую Америку (19,8%), Западную Европу (12%), Северную Америку (7%).
О процессах, происходящих в сфере электронного обучения в нашей стране, нашему еженедельнику рассказал Анатолий Шкред, ректор Национального открытого университета ИНТУИТ.
— Раньше проект назывался «Интернет-университет информационных технологий», а сейчас «Национальный открытый университет ИНТУИТ». С чем это связано?
Мы решили «легализоваться» в образовательной среде. До сих пор мы не предоставляли образовательных услуг, мы предоставляли возможность учиться самостоятельно, и такой возможностью воспользовались более полумиллиона человек. Сейчас же мы хотим выдавать полноценные дипломы, в том числе и государственного образца, и проходим процедуры лицензирования и аккредитации.
- ИНТУИТ предлагает множество курсов в области информационно-коммуникационных технологий. Зачем это нужно ИТ-специалисту, который уже имеет диплом по профилю своей деятельности?
Подсчитано: для того чтобы сделать успешную карьеру, нужно получить дополнительные знания в общей сложности шесть раз, то есть примерно каждые четыре года. Особенно это касается ИТ-области, где настоящему профессионалу необходимо владеть всеми новыми технологиями, здесь повышение квалификации превращается практически в непрерывный процесс. Ситуация меняется так быстро, что вузы просто не успевают разработать и согласовать новые курсы, дисциплины, специализации — да это и не является основной задачей высших учебных заведений.
Вузы дают базовое образование, которое можно впоследстии развивать, – в этом и есть суть болонской модели, на которую наша страна переходит.
- К свои курсам ИНТУИТ открывает бесплатный доступ, тестирование, которое также бесплатно, позволяет оценить степень усвоения материала. Зачем проходить обучение в ИНТУИТ, когда можно просто прочитать материал и затем проверить себя?
В этом случае мы говорим не про обучение, а про самообразование. Здесь нет учителя и ученика, есть только ученик, соответственно нет и процесса обучения. Конечно, студенты могут помочь друг другу в усвоении материала. Но отмечу: даже очное обучение – персональный процесс, требующий самоорганизации. Далеко не каждый способен к самообразованию, по оценке психологов, таких людей всего 5-7%. Остальным необходимо присутствие наставника, дающего стимул к обучению. Мы, безусловно, оставим действующую модель, но внедрим и более "традиционные» элементы в процесс интернет-образования, сделав это очень оригинальным, очень современным способом.
- Электронное обучение в нашей стране прошло определенный путь развития. Какие тенденции в этой области вы могли бы отметить?
Развитие интернет-обучения напрямую связано с совершенствованием веб-технологий. Новое поколение приобрело некоторую интернет-зависимость, поэтому этот вид обучения обязательно будет востребован — фактически на физиологическом уровне. Главный тренд современного Интернета: социальные сети, принципы их организации стали стандартами создания современных сайтов. Новая модель ИНТУИТ — уверен, она будет очень эффективной — использует принципы работы социальных сетей. В ней, в частности, будут реализованы методы коллективной деятельности, студенты станут более активно общаться, оказывая помощь друг другу в приобретении знаний. Есть такое правило: хочешь усвоить материал – обучи товарища. Включаются элементы состязательности, игры.
Сейчас основная задача — не только придумать и разработать эти механизмы, но и заставить их работать. Электронное образование стоит на пороге перемен, ожидая новых идей и специалистов, которые смогут определить направление дальнейшего развития.
В целом появление новых функций окончательно ликвидирует границы между традиционным и дистанционным образованием. Я вообще не считаю, что применение современных технологий кардинально меняет сам образовательный процесс. В него пока не привносится ничего такого, чего нет в очной системе обучения. Лекции, семинары, экзамены, консультации, лабораторные занятия просто переносятся в иную среду — виртуальную. Интеграция звука, движения, текстовых материалов создает учебную среду, с развитием которой увеличивается степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны если не во всех, то в большинстве традиционных систем обучения. Современные технологии полностью устраняют проблемы в общении с преподавателем – пресловутая «дистанция» исчезает, а вместе с ней и понятие «дистанционное обучение». В Интернете хотя и повторяются традиционные образовательные модели, но в них заложены более эффективные механизмы, которые надо научиться использовать.
- Электронное обучение в нашей стране сталкивается со многими проблемами, в частности связанными с нормативно-правовой базой. Произошли ли в этой сфере изменения в последнее время?
Я считаю нонсенсом, что образование по-прежнему остается лицензируемым видом деятельности. Мы постоянно слышим критику в адрес образования со всех сторон, но эта область деятельности остается закрытой. Руководство страны говорит об инновационной экономике и при этом опирается на старую систему подготовки кадров. Лицензирование – очень серьезное ограничение, эта процедура — не формальность, а сложный и дорогой процесс. Чтобы появились новые игроки в образовательной системе, способные создать новые учебные программы и методики, необходимо сделать эту систему открытой.
Формальные требования при лицензировании никак не относятся к качеству образовательного процесса. А нормы, которым должно соответствовать учебное заведение, ограничивают вход на этот рынок огромному числу компаний. Скажем, лицензия выдается только на срок аренды занимаемого помещения; есть определенные инженерные нормы на соответствие арендуемой площади и числа учеников, что в случае заочного обучения просто абсурдно.
Качество образования фиксирует механизм государственной аккредитации. И этого механизма вполне достаточно для регулирования качества — по крайней мере когда речь идет о выдаче дипломов государственного образца. Впрочем, и понятие «диплом государственного образца» — тоже наследие советского периода. Котируется вуз, а не государственный образовательный стандарт, в разных вузах по одним и тем же специальностям готовят разного качества специалистов, а потому работодатель смотрит не на то, какой диплом, а на то, где оно получен.
Со временем имеет смысл пересмотреть и механизм аккредитации, не оставив места государству в регулировании образовательной деятельности. В любом случае необходима легализация общественной аккредитации, когда общественные организации могли бы оценивать качество образовательных программ наравне с госорганами.
- Итак, какие конкретные шаги должны предпринять законодатели, чтобы отрасль успешно развивалась?
В первую очередь необходимо отменить лицензирование образовательной отрасли, которое резко ограничивает вход на этот рынок. Как вариант, возможно введение неограниченного по времени патента на образовательную деятельность. Что касается механизма госаккредитации, то его можно сохранить, но при этом признать аккредитацию общественными организациями.
— Когда появится ИНТУИТ версии 2.0?
Вы правильно заметили – это действительно не только вторая версия проекта, но и модель организации интернет-ресурса в духе Web 2.0. Я надеюсь завершить переход в начале будущего года. Это будет революция.