3D-контент, средства для его производства, кодирования, доставки и распространения стали основной темой международной выставки IBC 2010, прошедшей в Амстердаме в середине сентября.
International Broadcasting Convention — крупнейшая мировая площадка, где демонстрируются передовые разработки в области широковещательных технологий, медиа и цифровых развлечений. Интерес к выставке год от года растет, и на этот раз в ней приняли участие более 1300 ведущих компаний отрасли, представивших на своих стендах профессиональные видеокамеры, кодеки, медиасерверы, сетевые шлюзы, программные платформы для защиты контента и многие другие специализированные продукты. На IBC 2010 можно было увидеть прототип первого ручного 3D-камкодера Sony, уникальные осветительные приборы компании Rotolight для киносъемок в новейших цифровых стандартах, революционные наборы линз Abakus, предназначенные для записи изображения в перспективном формате Super HighVision и способные охватить своим «зрением» пространство перед камерой в секторе 180 гр. Перечислить все новинки IBC 2010 трудно. Остановимся на комплексных инфраструктурных решениях для поставщиков медиауслуг, провайдеров кабельного и IP-телевидения. В частности, компания Motorola представила серию продуктов, разработанных в соответствии со своим новым корпоративным видением рынка домашних и мобильных развлечений.
Это видение опирается на серию исследований, проведенных по заказу компании в США и Европе. Так, исследование The 2010 European Media Engagement Barometer показало, что европейцы в массе своей уже созрели к потреблению цифрового контента по модели «всегда и везде». Например, в Великобритании 87% потребителей регулярно пересылают контент между устройствами и у себя дома, и в дороге. Также потребители нуждаются в улучшении существующих инструментов для операций с контентом. Почти 70% европейцев разочарованы имеющимися у них средствами для поиска, обмена и хранения медиафайлов.
Аналитики зафиксировали повышенный интерес европейцев к видеоконтенту. 70% жителей Великобритании смотрят прямые традиционные телетрансляции по крайней мере раз в неделю; в среднем по Европе этот показатель составляет 62%. Но в гораздо больших объемах зрители потребляют видеоконтент из других источников: в Великобритании 52% потребителей смотрят потоковое интернет-видео, 34% регулярно заказывают услуги «видео по требованию» и 29% загружают видео из Интернета. На среднеевропейском фоне заметно выделяется Швеция, которая является единственной страной, где традиционные эфирные и кабельные ТВ-трансляции уже перестали доминировать на рынке – 48% потребителей предпочитают смотреть в Интернете прямые телепередачи и потоковое видео, в то время как доля сторонников обычных телетрансляций составляет всего 28%. Потребители ратуют за улучшение качества изображения на основе таких новых стандартов, как, например, HDTV.
«Мир вступает в новую телевизионную эру. Теперь первостепенное значение для развития телевидения приобретают Интернет, социальные сети и смартфоны. Кроме того, радикально меняются вкусы и пристрастия людей, они по достоинству оценили преимущества мобильных и интерактивных сетевых сервисов, а также новых форматов воспроизведения», — отметил Стив Маккафри, менеджер подразделения Motorola Home & Networks Mobility в регионе EMEA. По его словам, Motorola намерена предложить пользователям и сервис-провайдерам такие решения, которые будут учитывать сформировавшиеся в последние годы особенности потребления цифрового контента.
Эти решения были представлены на IBC 2010.
Впервые продемонстрированный в Европе пакет программного обеспечения для мультиэкранных систем Motorola Medios обеспечивает беспрепятственную доставку видеоконтента на любые устройства, в том числе IP-телеприставки, персональные компьютеры и мобильные устройства.
«На основе Motorola Medios операторы смогут лучше управлять имеющимися в их распоряжении инфраструктурными ресурсами, обеспечивать требуемый уровень безопасности для правообладателей контента, добиваться быстрой коммерческой отдачи от новых сервисов. А пользователи получат возможность доступа к медиаданным с любых устройств отображения, подключенных к сети поставщика услуг», — пояснил Маккафри.
Новая серверная лезвийная платформа M3 Media Server может послужить инфраструктурной основой для сервис-провайдеров, распространяющих контент через кабельные сети, системы IPTV, а также через сети мобильной связи. M3 Media Server является составным элементом решения Motorola Media Delivery System, которое также включает в себя приложение для распространения медийной информации Motorola CPS-1000 & BitBand Maestro. Совместное применение перечисленных продуктов позволяет операторам создавать полноценные сети распространения контента (Content Delivery Network, CDN).
Кроме того, на стенде Motorola демонстрировалась инновационная программная платформа KreaTV для телеприставок. Данное решение позволяет организовать эффективную доставку зрителям видеоконтента в формате 3D. Ключевая особенность KreaTV – способность автоматически распознавать формат поступающего видеосигнала и самостоятельно, без участия пользователя, настраивать телеприемник на обработку трехмерного или обычного плоского изображения.
Motorola не только обновила модельный ряд абонентских телеприставок, но и разработала для них несколько уникальных аксессуаров. Среди них отметим экологичный пульт дистанционного управления Motorola NYXgreen. Он оснащен аккумуляторными батареями на основе суперконденсаторов, эти батареи могут работать до двух недель, после чего их можно зарядить через USB всего за 60 секунд. Еще одна любопытная разработка компании — Motorola NYXboard сочетает в себе функции традиционного пульта дистанционного управления и полноразмерной клавиатуры, размещенной на оборотной стороне устройства. Такой интегрированный пульт намного упростит пользователям управление интерактивными телевизионными сервисами, позволит им, не включая персональный компьютер, прямо с телеприемника выходить в социальные сети, обмениваться сообщениями и ссылками на понравившийся контент.
Хотя стенд Motorola был украшен броским призывом «приготовиться к вездесущему видео», представители компании акцентировали внимание посетителей на возможностях ее решений по доставке трехмерной графики. Так же поступали и другие участники выставки.
В нынешнем году на IBC отчетливо проявилось стремление отрасли максимально ускорить продвижение 3D-технологий. О выпуске соответствующих продуктов заявили уже практически все глобальные участники индустрии высоких технологий, им в спину дышит хор начинающих игроков. Все, включая вещательные компании, ведущие или готовящие телетрансляции в трехмерном формате, спешат к розыгрышу стереоскопического джек-пота. Характерный пример: дивизион Международного олимпийского комитета, отвечающий за медийное сопровождение игр (Olympic Broadcast Services), уже обсуждает возможность трансляции церемоний открытия и завершения предстоящей Олимпиады в Лондоне в формате Stereo 3D. И все как будто не замечают очевидных препятствий для распространения этой технологии. А они остаются на месте — это и отсутствие сетевой инфраструктуры приемлемой производительности (специалисты говорят о минимальной пропускной способности абонентских линий в 3 Гбит/с), и дороговизна 3D-телеприемников (их цена сегодня — около 2 тыс. евро), и недостаточное качество воспроизведения трехмерной картинки. Выражение, ставшее своеобразной мантрой в телевизионных кругах, сохраняет свою актуальность: «Стереоскопическое телевидение легко сделать плохо, но трудно сделать хорошо».