В частности, соответствующий прогноз высказывает Стивен Кунин, заместитель министра энергетики США по науке. По его сведениям, в Китае идет работа над суперкомпьютером петамасштаба, целиком состоящим из компонентов местной разработки, который будет построен в течение ближайших 12-18 месяцев.
«Очевидно, что Министерство энергетики США — не единственная организация в мире, заинтересованная в достижении новых горизонтов производительности суперкомпьютеров», — отметил Кунин в официальном блоге ведомства.
Срок появления китайского суперкомпьютера рассчитан на основе информации, поступающей из Китая и от зарубежных экспертов, посещающих эту страну.
Кунин не одинок в своих прогнозах. Аналогичный прогноз делает профессор университета штата Теннесси Джек Донгарра, указывая на китайские разработки в области микропроцессоров — чипов на основе архитектуры MIPS и процессоров Loongson и Godson.
Китайское руководство не скрывает достижений ученых страны в области систем высокопроизводительных вычислений: в октябре было объявлено, что китайский суперкомпьютер Tianhe-1A при выполнении стандартного теста продемонстрировал производительность 2,5 PFLOPS, что сделало его самым быстрым среди существующих.
В настоящее время американские производители микропроцессоров — Intel, AMD и IBM — доминируют на суперкомпьютерном рынке, и даже в Tianhe-1A используются центральные процессоры Intel Xeon и графические процессоры nVidia Tesla. Согласно Top500, чипы Intel применяются в 406 из 500 самых мощных систем. Второе место занимает AMD, чьи процессоры используются в 49 суперкомпьютерах, третье — IBM с процессорами архитектуры Power, установленными в 42 мощнейшие вычислительные системы мира.
Тем не менее уже на примере Tianhe-1A видно, что Китай постепенно отходит от применения западных технологий. Наряду с процессорами Intel и nVidia в суперкомпьютере используется еще один чип, FeiTeng 1000. Этот восьмиядерный процессор архитектуры SPARC, спроектированный в Китае, используется для управления сервисными узлами суперкомпьютера.
В Tianhe-1A также применяется оригинальная технология межсоединений, более быстрая, чем InfiniBand, но уступающая по скорости проприетарным технологиям американских компаний, сообщил Стив Конуэй, аналитик IDC по системам высокопроизводительных вычислений. «Но примечательнее всего то, что китайцы сами разработали большую часть программного обеспечения для своего суперкомпьютера», — добавил он.
В стране также создан собственный вариант операционной системы Unix повышенной безопасности, основанный на FreeBSD, — Kylin. Конуэй считает вполне возможным, что через 12-18 месяцев в Китае будет построен суперкомпьютер на процессорах собственной разработки, однако, по убеждению аналитика, это будут чипы, созданные специально для данной системы и не предназначенные для широкого рынка: «Вряд ли эти процессоры можно будет продавать на мировом рынке. На мой взгляд, начать конкурировать в глобальном масштабе Китай сможет только через пять–десять лет».
У Китая есть все основания для разработки собственных технологий. «По историческим причинам Китай несколько десятилетий не имел возможности покупать суперкомпьютеры самого мощного класса у Запада, — отмечает Конуэй. — Страна находилась в зависимости, из которой теперь она, очевидно, пытается вырваться».
Натан Бруквуд, аналитик Insight64, не сомневается, что в Китае сумеют спроектировать собственную суперкомпьютерную систему. «Однако я не уверен, что у Китая есть возможность выпускать подобный процессор, — добавил он. — Самый передовой процессорный завод в стране недавно построила корпорация Intel, но он выпускает чипы лишь по 65-нанометровой технологии, то есть на два поколения отстает от современных фабрик в других странах». Китай, по мнению Бруквуда, мог бы воспользоваться услугами зарубежных контрактных производителей, например TSMC.
Предполагаемый выпуск китайского суперкомпьютера для научных исследований и промышленных разработок пришелся на период, когда в США могут начаться сокращения государственных вложений в строительство такого рода систем.
Федеральный бюджет США — основной источник финансирования разработки суперкомпьютеров, способных конкурировать по мощности с создаваемыми в Китае, Европе и Японии. В нынешнем году на высокопроизводительные вычислительные системы для несекретных применений в США выделено менее 2 млрд долл. Объем финансирования секретных систем не раскрывается.
«Однако после выборов нового состава конгресса ожидаются значительные сокращения расходов, прежде всего финансирования научных исследований всех направлений», — утверждает Питер Харша, директор по связям с правительством американской Ассоциации компьютерных исследований.
Тем не менее, по его сведениям, финансирование науки по-прежнему пользуется поддержкой со стороны части американских конгрессменов, которые осознают, что конкурентоспособность страны жестко зависит от возможности для нее оставаться мировым центром инноваций и что фундаментальные исследования — это главный двигатель таких инноваций.
«Tianhe-1 отлично демонстрирует, насколько зависящим от науки сегодня становится мировое экономическое соперничество», — констатировал Харша.