В телеграмме, отправленной 3 ноября 2009 года из посольства США в Москве, говорилось о лоббировании усилий, предпринимаемых для получения разрешения на ввоз в Россию криптографического оборудования для 1000 российских инженеров Intel.
«Корпорации Intel удалось избежать обременительной процедуры лицензирования за счет получения поддержки на самом высоком уровне и желания российских властей продолжать строительство экономики, базирующейся на знаниях", — говорится в телеграмме.
Некоторые страны вводят ограничения или вообще запрещают ввоз разного рода устройств (в том числе портативных компьютеров или мобильных телефонов), на которых хранятся зашифрованные данные. Это осложняет технологическим компаниям, работающим за границей, защиту своей интеллектуальной собственности.
В телеграмме, направленной в госдепартамент, говорилось, что корпорация Intel пригрозила российским властям разрывом соглашений, если ей не разрешат быстро ввезти в страну оборудование для шифрования. Более 200 инженерных вакансий вместе с реализуемыми ими научно-техническими проектами в этом случае предполагалось переместить в Индию или Китай.
"Лоббирование на высоком уровне помогло Intel получить разрешение руководства ФСБ, — говорится в телеграмме. — Корпорация сумела доказать обоснованность своих притязаний и оформить все необходимые лицензии. Смягчение российскими властями ранее предъявленных требований помогло Intel в данном случае, но, поскольку никаких изменений в законодательство внесено не было, серьезного прорыва в организации импорта коммерческих продуктов с зашифрованным содержанием достичь пока не удалось".
"Бывший председатель совета директоров и генеральный директор Intel Крейг Барретт встречался с президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и обсуждал этот и другие вопросы, — пояснил в электронном письме пресс-секретарь Intel Чак Маллой. — Мы никому не угрожали, а всего лишь отстаивали в переговорах с российским правительством свои интересы и интересы других производителей оборудования и дистрибьюторов. Это обычная процедура при взаимодействии с властями других государств».
Лицензии на импорт в Россию средств шифрования подписываются представителями ФСБ и Министерства экономического развития РФ. Вся процедура, включающая в себя проведение лабораторного анализа, занимает около полугода.
"В 2006 году Россия согласилась ускорить данный процесс, но никаких серьезных подвижек в урегулировании соответствующих вопросов с тех пор не произошло", — говорится в телеграмме.