Конференция собрала более полусотни участников, среди которых были руководители региональных управлений образования, менеджеры компаний, представляющих решения в области профессионального аудио- и видеооборудования и системной интеграции, а также представители средних общеобразовательных учреждений и вузов. Для последних в рамках конференции была проведена обзорная экскурсия по выставочным стендам производителей оборудования и услуг, которые могли бы быть полезными для образовательных учреждений всех уровней.
С мелом в кармане
Одной из тем, обсуждавшихся в рамках конференции, стало использование интерактивных электронных досок. Несмотря на то что эти устройства из диковинок постепенно превращаются в неотъемлемую часть оснащения класса в российских школах, большинство учителей по-прежнему предпочитают пользоваться привычными мелом и тряпкой. Так, по данным Елены Минаковой, представлявшей решения компании «Делайт 2000», в России электронные доски использует не более 10% преподавателей, тогда как в Европе, например, данное устройство ежедневно применяют около 84% учителей начальной школы и 64% преподающих в средней школе. В России же, как с грустью заметил один из участников конференции, в большинстве школ электронные доски закрыты чехлом и убраны в дальний угол. Основной причиной этого является не только низкий уровень технической подготовки преподавателей, но и традиционализм их мышления. По образному выражению того же участника, они предпочитают «чувствовать руками», выписывая на традиционной доске формулы или вычерчивая фигуры. Именно поэтому во время обзорной экскурсии был очень заметен интерес педагогических работников к универсальным доскам, которые можно использовать и как интерактивные, и как традиционные. В качестве примера таких устройств можно назвать электронную доску Polyvision eno flex с дополнительными стационарными поверхностями для письма маркерами или мелом. Особенностью этой доски, рассказала Минакова, является то, что вся электронная «начинка» сосредоточена в стилусе, а значит, сама доска является антивандальной и ее невозможно повредить из-за неаккуратного обращения.
«Если же в школе или вузе используется сразу несколько устройств для визуализации, включая те же электронные доски, как, например, в подмосковной школе «Логос М», могут возникнуть сложности с их управлением, отметила менеджер по маркетингу компании Polymedia Надежда Бабайцева. Вместе с тем в условиях ограниченного времени урока все должно работать быстро, без сбоев в отображении информации, которые отвлекают и учеников, и учителя. Для решения этой задачи Polymedia разработала программное обеспечение ВИРД (Визуализация Информации на Распределенных Дисплеях), с помощью которого повышается эффективность управления аудиовизуальными комплексами, как в реальном времени, так и по заранее подготовленному сценарию».
Живое общение
Участники конференции обсудили также проблемы дистанционного образования. Несмотря на то что для организации удаленного обучения сейчас довольно активно применяются ИТ, многие родители предпочитают изыскивать возможность для присутствия детей с ограниченными возможностями на обычных уроках в школе, так как эти дети нуждаются не только в знаниях, но и в общении со сверстниками и учителями, заметил начальник Управления образования Ростова-на-Дону Александр Уваровский.
С этой проблемой помогут справиться новые продукты в сфере видеообразования, в частности представленное комплексное решение по организации многопользовательской системы видеоконференц-связи Mototelecom Videomeeting System. С его помощью, рассказал менеджер продуктов компании Mototelecom Петр Петров, можно проводить видеоуроки в реальном времени, в ходе которых ученики смогут общаться не только с преподавателем, но и между собой, а также осуществлять запись этих уроков для отложенного просмотра и создания библиотеки видеокурсов. Количество участников таких видеоуроков, подчеркнул Петров, неограниченно и зависит только от пропускной способности каналов связи.
Электронные «пятерки»
Широкий отклик участников конференции вызвала задача создания электронных журналов и дневников в средних школах России. В некоторых школах они уже применяются. Так, об использовании новых форм учета успеваемости школьников рассказала заместитель директора по ИТ Центра образования № 497 Москвы Ольга Моисеева. Эти технологии позволяют ученикам отслеживать изменения в школьном расписании и оперативно получать различную информацию, а их родителям – постоянно быть в курсе того, как протекает процесс обучения, какие оценки и замечания получает ребенок.
Вместе с тем при введении электронных журналов и дневников общеобразовательные учреждения сталкиваются с определенными трудностями, и основная из них - отсутствие стандартизации, отметил Уваровский. Он призвал своих коллег из Минобрнауки заняться созданием единого технического задания, которое существенно облегчило бы школам процесс внедрения новых форм учета успеваемости.