Комплекс, объединяющий сетевые версии Exchange, Office, Sharepoint и Lync в редакции 2010 года, должен стать основной ударной силой Microsoft в борьбе с конкурентами, к числу которых можно отнести Google, IBM/Lotus и ряд других компаний.
Для некоторых экспертов анонс Office 365 послужил доказательством того, что корпорация Microsoft больше не боится конкуренции со столь прибыльным для себя бизнесом программных продуктов, устанавливаемых на территории клиента, и сама готова сделать решительный шаг в облака.
«Microsoft берет на вооружение 'драгоценности короны' — наиболее ценные элементы своего семейства прикладных программных продуктов — и собирается развивать их в облаке, — отметил ведущий аналитик Gartner Джеффри Манн. — Это дополнительное свидетельство серьезности подхода корпорации к решению данной задачи".
В 2010 год корпорация Microsoft вступила с набором размещенных в облаке офисных приложений, средств коммуникаций и совместной работы и неясными дальнейшими перспективами.
На протяжении довольно продолжительного времени специалистов волновал вопрос, когда же все-таки Microsoft представит для облака набор программ, столь же надежный, зрелый, унифицированный и успешный, как и приложения, которые устанавливаются на территории клиента и держатся на трех китах — Office, Exchange, Sharepoint. В условиях ширившегося наступления конкурентов (особенно Google) все чаще в адрес Microsoft звучала острая критика со стороны аналитиков, обвинявших корпорацию в нежелании развивать модель доставки облачных сервисов.
Однако прошло 12 месяцев, и все изменилось.
В состав Office 365 вошли средства коммуникаций и совместной работы из BPOS, Office Web Apps и даже из Office 2010; это именно тот многофункциональный пакет онлайн-сервисов, появление которого прогнозировали давно |
В 2010 году корпорация Microsoft добавила средства регулярного обновления и новые возможности к пакету Business Productivity Online Suite (BPOS), в состав которого входят Exchange Online, SharePoint Online, Office Communications Online и Office Live Meeting.
Летом в дополнение к Office 2010 был представлен набор хостинговых приложений Office Web Apps, которые должны были конкурировать с Google Docs. В состав Office Web Apps вошли приложения Word, Excel, PowerPoint и OneNote.
Но главное событие произошло в октябре, когда Microsoft анонсировала следующую версию BPOS под названием Office 365, призванную стать полноценной заменой Google Apps и другим аналогичным облачным сервисам.
В состав Office 365 вошли средства коммуникаций и совместной работы из BPOS, Office Web Apps и даже из Office 2010. Это именно тот многофункциональный пакет онлайн-сервисов, появление которого прогнозировали давно. Если он будет укомплектован и сконфигурирован правильно и цены окажутся приемлемыми, это взорвет рынок.
Хотя Office 365 находится пока в стадии бета-тестирования и на какое-то время о возможности полноценного использования этого пакета придется забыть, один лишь анонс о его появлении уже изменил расстановку сил. ИТ-руководители, оценивая пакеты средств коммуникаций, офисных приложений и инструментов совместной работы в облаке, видят перед собой унифицированную альтернативу, предлагаемую лидером. На протяжении последнего десятилетия корпорация Microsoft наряду с IBM/Lotus и Novell оставалась ведущим поставщиком программных продуктов такого рода, устанавливаемых локально.
«Microsoft добилась серьезного прогресса, — подчеркнул Майкл Остерман, президент компании Osterman Research. — Office 365 — это полнофункциональный пакет, включающий в себя средства управления электронной почтой и задачами, календарь, а также компоненты для совместной работы с документами и сотрудничества в реальном времени".
Под маркой Office 365 предполагается консолидировать и другие механизмы коммуникаций и совместной работы в облаке, включая программное обеспечение Live@edu, предназначенное для образовательных учреждений, и пакет Office Live Small Business.
"Я позитивно расцениваю то, что делает Microsoft, — отметил Роб Копловитц, вице-президент компании Forrester Research. — Разработчики корпорации придерживаются ранее выбранного направления и сумели добиться на этом пути немалых успехов".
Компания New Idea Engineering, сотрудничающая с подразделением Microsoft Fast Search, в настоящее время занимается внедрением корпоративной поисковой системы. В июле, устав от борьбы со спамом, регулярной потерей сообщений и низкой производительностью почтовой системы, компания перешла на использование BPOS.
"Весь комплекс, включая надежную техподдержку по телефону и электронной почте, обходится нам сегодня в 10 долл. в месяц на пользователя, — сообщил Майлз Кехоу, глава New Idea Engineering. — Мы уже сейчас приглядываемся к Office 365. В основу входящих в его состав сервисов Office, Exchange и SharePoint положены соответствующие продукты Office 2010, тогда как приложения BPOS создавались в свое время на основе версии Office 2007. Новая версия сервисов Communications Online, переименованных в Lync, тоже будет построена на базе Office 365. Я уже не в силах томиться в ожидании. Если бы это было возможно, мы перешли бы на новые версии прямо сейчас".
Осталось лишь посмотреть, что будет представлять собой Office 365, когда появится на рынке. Это должно произойти в 2011 году, но точные сроки в Microsoft пока не сообщают.
"Сначала нам нужно убедиться в том, что все работает, как задумано, — пояснил Том Риццо, старший директор подразделения Microsoft Online Services. — Продукт появится на рынке, как только будет готов".
Между тем конкуренты в лице Google, IBM/Lotus, Cisco, Novell, Jive, Socialtext, Zimbra, Yammer, Box.net и Zoho выступают с собственными инициативами, но в Microsoft уверены, что сумеют одержать верх в этой игре.
Google продолжает активно рекламировать свой пакет Apps, который вот уже на протяжении нескольких лет олицетворяет облачные сервисы коммуникаций и совместной работы в облаке.
"Как только речь заходит об облаке, сразу начинают вспоминать Google, — заметил Риццо. — Сегодня компания у всех на слуху".
Тем не менее в Microsoft относятся к успехам Google Apps довольно спокойно, указывая на августовский отчет Gartner, в котором говорится, что на долю приложений Google Apps for Business, распространявшихся ранее под названием Premier, на рынке корпоративных средств электронной почты приходится менее 1% (речь в исследовании идет об организациях, в которых насчитывается не менее 100 пользователей).
«И где же результаты Google? — недоумевает Риццо. — Где клиенты?»
В Google предпочитают смотреть на это под другим углом. Итоги перехода клиентов на Apps for Business в компании называют признаками грядущей популярности облачной модели. В том же самом отчете аналитики Gartner отмечают, что Google добилась немалых успехов на этом поприще, превратившись в ведущего поставщика подобных средств, а процесс дальнейшего распространения Apps протекает "медленно, но устойчиво".
Такого же мнения придерживается и Остерман. "Развивая Apps, в Google заметно продвинулись вперед".
"Компоненты Office 365, как и BPOS, включают в себя подмножество функций тех версий приложений, которые размещаются на территории клиента, — сообщил Риццо. – Они используют тот же самый код и имеют привычный для конечных пользователей и ИТ-персонала пользовательский интерфейс. В зависимости от своих предпочтений и требований организации могут выбрать гибридный вариант, скомбинировав средства коммуникаций, совместной работы и повышения продуктивности, устанавливаемые у клиента и у поставщика сервисов. Таким образом, они получают необходимую гибкость и широкие возможности выбора. Другие поставщики облачных сервисов, в том числе и Google, сразу выставляют клиентам ультиматум: все компоненты предоставляются только на условиях хостинга".
В конечном итоге в состав Office 365 войдут и компоненты Microsoft Dynamics CRM Online. А версия Office 365 для образовательных учреждений, которая появится в будущем году, будет представлять собой обновление Live@edu.
Большое разнообразие конфигураций и ценовых параметров делает Office 365 пригодным для организаций любых размеров. Компаниям, в которых работает менее 25 сотрудников, она обойдется в 6 долл. в месяц на каждого пользователя, придя на смену пакету Office Live Small Business. Крупным организациям предлагается несколько различных вариантов, начиная от базовых функций электронной почты за 2 долл. в месяц на пользователя и заканчивая пакетом, в который входят полнофункциональные приложения Office 2010 Professional Plus, за 27 долл. в месяц на пользователя.
"Все логично, — заметил Копловитц. – С учетом широты предлагаемых возможностей и различных сценариев использования стремление охватить своими сервисами организации любых размеров представляется вполне оправданным».
Однако Манн полагает, что возможны и осложнения. "Подробностей мы не знаем, поэтому остается много неясного, запутанного, и с этим нельзя не считаться, — пояснил он. – На мой взгляд, другие поставщики предлагают более рациональные комплекты и цены».
"Microsoft нужно еще привлечь к распространению Office 365 партнеров, предоставляющих услуги хостинга", — добавил Остерман.
Манну хотелось бы получить большую определенность в части интеграции серверных систем, поддерживающих связь с Office 365, и сопоставить ее с интеграцией, получаемой при развертывании аналогичных серверных продуктов на территории клиента.
Кроме того, Microsoft необходимо исключить причины перебоев, которые наблюдались в текущем году в работе BPOS. В результате корпорации пришлось извиняться, принимать срочные меры к исправлению ситуации, а то и предлагать клиентам компенсацию.
Как бы то ни было, Риццо уверен в успехе. "Мы видим потенциал своих решений и с оптимизмом смотрим в будущее", — заявил он.