Трехмерное телевидение безусловно можно назвать доминирующей темой выставки CES. Некоторые производители назвали этот интерес эффектом "Аватара" — на нашумевший блокбастер возлагаются надежды как на мощный стимул продаж трехмерных телевизоров. Впрочем, в разговорах, не рассчитанных на рекламный эффект, многие, в том числе и руководители компаний-производителей, признавали, что создание трехмерного домашнего телевизора — задача очень сложная.
Вниманию телезрителей пока нельзя предложить разнообразный трехмерный контент. Его производство требует больших затрат, к тому же оно отличается большей сложностью. Наиболее распространенные технологии формирования трехмерного эффекта требуют просмотра передач в специальных очках. Миллионам людей придется раскошелиться на большие телевизоры высокого разрешения. Все это способно серьезно затормозить распространение трехмерных технологий.
"Прошло десять лет, прежде чем телевидение высокой четкости пришло в дома более чем половины жителей США, трехмерному телевидению потребуется столько же, - написал в своем блоге Джеймс Маккиви, аналитик компании Forrester. - В текущем году трехмерное телевидение будет смотреть в своих домах около миллиона американцев, гораздо меньше, чем 4,3 млн, — именно так оценили объем продаж телевизоров с поддержкой пресловутого 3D на CES".
В 2010 году в продажу поступят десятки трехмерных телевизоров и плееров Blu-ray; телевещательные компании ESPN, Discovery и BSkyB уже заявили, что планируют предложить вниманию зрителей трехмерные каналы; продюсеры Голливуда соревнуются в обещаниях снять новые фильмы в трехмерном изображении или предложить римейки старых.
В рамках CES состоялась панельная дискуссия "3D: надежды или пустые разговоры?", в ходе которой Ахмар Ури, директор по маркетингу компании Technicolor, пообещал, что его компания предложит в 2010 году еще 16 функций поддержки 3D — в дополнение к 25, которые она уже предлагает.
В то же время число трехмерных фильмов и передач в десятки, если не в тысячи раз меньше аналогичных предложений высокого разрешения, и это помещает убедить потребителей отказаться от HDTV в пользу 3D.
ESPN в 2010 году намерена начиная с июня предложить трансляцию 85 спортивных состязаний в трехмерном изображении. Речь идет о прямых трансляциях, но в отсутствие мероприятий сигнала на канале просто не будет, как пояснил Энтони Бейли, вице-президент ESPN по новым технологиям.
Трехмерное вещание, несомненно, обойдется недешево. "Не может быть и речи о каких-то астрономических ценах", — заверил Юсике Цуизаки, директор по технологиям компании Panasonic.
"Рассчитывать на дешевизну трехмерных технологий не приходится. Мы выходим на этот рынок, чтобы зарабатывать, — признал Брайан Ленц, директор BskyB по проектированию новых продуктов. — Но, разумеется, цены не будут непомерными".
Многие болельщики, любители игр и кино, то есть как раз того контента, который наиболее эффектен в трехмерном изображении, не так давно приобрели большие телевизоры высокого разрешения, напомнил Маккиви. "Вряд ли разумно ставить этих людей в ситуацию, когда они должны выложить еще 2 -4 тыс. долл. за хороший телевизор и всего две пары очков с активным затвором", — написал он.
Есть и технические сложности. Для производства трехмерных систем требуются, по словам Ленца, "принципиально новые навыки". "Необходимо решить проблемы с панорамированием, увеличением и уменьшением кадрировки, кроме того, должны быть выработаны очень простые рекомендации для тех, кто впервые сталкивается с трехмерными технологиями", — напомнил он.
Насколько ESPN сможет претворить в жизнь свои планы в отношении трехмерного вещания? Это будет зависеть от способности найти достаточно экономичный способ внедрить новую технологию наряду с традиционным двухмерным контентом.
"Главное, что мы должны уяснить сейчас, — сможем ли мы вещать в трехмерном и двухмерном формате, условно говоря, с помощью одной установки. Если нет — потребителям еще долго придется довольствоваться имеющимися на сегодня предложениями", — признал Бейли.
С точки зрения Ленца, сравнительно небольшой объем контента может рассматриваться как преимущество, поскольку в этом случае проще обеспечить его высокое качество. "Никто не стремится смотреть в трехмерном изображении все подряд. Речь может идти только о передачах, которые действительно этого заслуживают, например о фильмах, играх и крупных спортивных состязаниях".
Впрочем, Цуизаки настроен оптимистично. "Трехмерное телевидение распространится гораздо быстрее, чем многие ожидают", — пообещал он.
Первым делом необходимо "обучить" потребителей. Многие считают, например, что даже для просмотра двухмерного контента на трехмерных телевизорах им понадобятся очки, отметил Рик Дин, глава консорциума 3D Home Consortium. "Эта технология пока сопряжена со многими предрассудками", — сказал он.
"Самой большой предрассудок — ставить знак равенства между методами получения трехмерного изображения во времена наших дедов и нынешними технологиями. Это не трехмерные 'Челюсти', это уже трехмерный 'Аватар'», — подчеркнул Ленц.
Потребителей может также заботить вопрос о совместимости аппаратуры и сервисов разных поставщиков. По убеждению Дина, сегодня можно абсолютно безбоязненно покупать трехмерные системы: cтандарты на 3D Blu-ray окончательно утверждены в конце прошлого года.
Но один из участников дискуссии все же выразил сомнение в способности всех продуктов взаимодействовать достаточно гладко. Дин сказал, что стандарты будут развиваться, а Циузаки добавил, что, хотя продукты действительно взаимодействуют друг с другом, различие в качестве может быть заметно.
Абсолютно неоспоримо только одно: отрасль потребительской электроники, завершив провальный 2009 год, сделает все, чтобы приход 3D состоялся.
"Нам необходимо то, что способно придать мощный импульс развитию, и у трехмерного телевидения все это есть", - заявил Циузаки.