Дэниэл Эллсберг, считает, что ведущие интернет-компании должны отказаться от требований к пользователям сообщать излишние данные о себе CC BY-SA 2.5 Jacob Appelbaum |
Дэниель Дэниэл Эллсберг, обнародовавший в далеком 1969 году целый ряд секретных документов Пентагона, выразил мнение, что ответственность компаний, обеспечивающих хранение персональных данных граждан, существенно возросла в последнее время.
Эллсберг считает, что такие компании, как Google, Facebook и Twitter, должны пересмотреть свою политику и отказаться от требований к пользователям сообщать излишние данные о себе.
«Эти компании находятся в непростом положении, — заявил он. — Фактически они берут на себя очень большую ответственность в такой сложный момент, когда возникла реальная угроза американской демократии".
Эллсберг принял участие в панельной дискуссии относительно Wikileaks и взаимоотношений правительства США, которое мечтает, образно говоря, «заткнуть ему рот», и таких компаний, как Amazon, eBay, Visa и Mastercard, укрепивших связи с Wikileaks в ответ на давление со стороны правительства.
"Если компании не изменят своих требований, правительство получит гораздо больше возможностей, а, следовательно, власти, поскольку все больше информации о частной жизни граждан в виде фотографий, постоянно обновляющихся статусов и данных онлайновых регистраций оказывается в легком доступе", — предупредил Эллсберг.
Правительство делает все, чтобы сохранить свои секреты, но оно хотело бы знать как можно больше о жизни своих граждан. Эллсберг знает об этом не понаслышке — он сам в свое время стал объектом правительственного расследования, после того как начал публиковать секретные документы Пентагона, связанные с войной во Вьетнаме.
"Страшно представить, что будет, если Facebook, Google, Twitter начнут действовать сообща. Их способность манипулировать нами тогда станет так велика, что это фактически положит конец нашей демократии, — предостерег Эллсберг. — Руководители интернет-компаний должны решить для себя, готовы ли они рискнуть и вступить в борьбу за защиту демократии, за то, чтобы жизнь людей не оказалась полностью открытой для любых представителей власти".
Организация Electronic Frontier Foundation опубликовала 13 электронных руководств компаний Facebook и MySpace, в которых объясняется, как должны действовать представители правоохранительных органов, запрашивая конфиденциальную информацию с этих сайтов. Эти руководства "демонстрируют, что сайты социальных сетей стараются разработать согласованную, продуманную политику, определяющую, как и при каких обстоятельствах они могут предоставлять пользовательскую информацию правоохранительным органам", — говорится в документе организации.
Вопрос возник недавно, когда Twitter отказалась исполнять подписку о неразглашении, по условиям которой пользователям, связанным с Wikileaks, запрещалось сообщать, что их сообщения в Twitter затребованы Министерством юстиции США. Подписка о неразглашении берется, как правило, для того, чтобы людям, совершившим правонарушение, не становилось известно о том, что в отношении них ведется расследование. В случае с Wikileaks юристы Twitter оспорили правомочность такой подписки и выиграли дело, в результате чего о запросах минюста стало известно.
Представители Facebook не сообщили, поступали ли к ним аналогичные запросы, но пресс-секретарь Facebook Эндрю Нойс прояснил подход компании. "Нам регулярно приходится отказывать в запросах на пользовательскую информацию. В большинстве случаев нам удается убедить тех, кто обращается с такими запросами, отозвать их; если же это не удается, мы обращаемся в суд. У нас имеется значительный опыт разрешения таких судебных исков в нашу пользу».
Количество запросов на пользовательскую информацию от третьих сторон растет, по словам Нойса. Он не уточнил, как много таких запросов получает компания и каковы темпы роста, но обещал со временем обнародовать эту информацию.
Эллсберт отметил также, что есть много общего между его делом и делом Брэдли Мэннинга, аналитика разведывательной службы Вооруженных сил США, арестованным по обвинению в предоставлении Wikileaks секретных документов . Он сказал, что относится к этому человеку с глубокой симпатией.
"Если Мэннингу грозит обвинение, это будет обвинение в государственной измене, а он не больший изменник, чем я", — заявил Эллсберг