Маер Чибо: «Россия очень активна в использовании самых разных технологий для развития энергетики» |
Еврокомиссия определяет Smart Grid как электрическую сеть, которая может оптимально интегрировать процессы всех пользователей, присоединенных к ней, как генерирующих компаний, так и потребителей, гарантируя работу экономически эффективной, поддерживающей заданную мощность системы с низкими потерями и высоким уровнем качества и безопасности предложения. Сегодня в различных частях света ведутся проекты, направленные на построение такого рода сетей. Для энергетических компаний создание интеллектуальных сетей, полагают в SAP, открывает новые возможности. О деятельности SAP в этом направлении и перспективах ее технологий в России рассказал Маер Чибо, вице-президент компании в регионе EMEA по решениям в сфере энергетики и ЖКХ, один из ведущих европейских экспертов в области Smart Grid.
Какое значение для SAP Utilities имеет российский рынок? Кто является вашими основными клиентами в России?
За последние пять лет Россия заняла ведущую позицию в структуре дохода SAP Utilities в регионе EMEA. Мы работаем с ФСК и «Холдингом МРСК», «Росатомом», «КЭС-Холдингом», "Газпромэнергохолдингом» и многими другими – как крупными компаниями, так и сравнительно небольшими региональными энергосбытами. Среди наших клиентов немало российских генерирующих предприятий, которые частично приобретены крупными иностранными энергетическими компаниями, такими как Fortum, Enel и E.ON. В российских энергетических компаниях наше программное обеспечение используется уже на десятках тысяч рабочих мест.
Уверен, наши решения могут принести еще большую пользу российской энергетике. Так, в госкорпорации «Росатом» входят сотни компаний, и мы уверены, что решения SAP будут интересны не только крупнейшим дочерним структурам, но и всем остальным. Мы планируем и дальше укреплять и развивать сотрудничество со сбытовыми и энергосетевыми компаниями, с генераторами. Это большие потенциальные возможности, поскольку для российских энергетических компаний решения SAP практически стали отраслевым стандартом.
Smart Grid — относительно новая идея для энергетики. Что делает SAP для ее продвижения?
Мы являемся одним из 25 соучредителей Европейской комиссии по интеллектуальным сетям. Комиссией разработано несколько документов, которые объясняют понятие «интеллектуальная сеть», указывают, какие проекты должны быть реализованы для ее организации, устанавливают приоритеты. Сегодня в Европе идут 14 пилотных проектов, призванные продемонстрировать достоинства интеллектуальных сетей, показать, как будет выглядеть Европа в результате их внедрения. SAP в этом процессе играет одну из ключевых ролей, вырабатывая рекомендации, которые ложатся в основу политики государств в области энергетики.
Внедрение технологий Smart Grid потребует немалых затрат, приведет к удорожанию конечной цены для потребителя. Что вы можете порекомендовать российским компаниям?
Первая рекомендация, которую можно дать российским энергетическим предприятиям, — сесть за стол переговоров всем — генерирующим, распределительным, сбытовым компаниям и регулятору. Им необходимо понять, что сегодня является приоритетом для России, какие проекты нужно реализовать и разработать программу до 2020 года. Концентрироваться нужно на инновационных крупномасштабных проектах. Это повлечет за собой серьезные расходы, но позволит, в конце концов, продемонстрировать все достоинства крупномасштабной интеллектуальной сети. Например, внедрение интеллектуальных счетчиков потребления электроэнергии будет стоить немалых денег для каждой отдельной энергетической компании, но, если внедрять их как государственный проект, цена окажется совсем иной. В Великобритании, к примеру, уже действует национальная программа по установке интеллектуальных считывающих устройств.
У SAP есть решения для компаний любого уровня — от регулятора до энергосбыта, и мы можем предложить методологию, помочь в расстановке приоритетов и формировании видения рынка. Европейская комиссия обеспечивает обмен информацией между 27 странами. Мы можем сделать необходимые расчеты для реализации проектов по внедрению интеллектуальных сетей, выполнить необходимый финансовый анализ, который становится все более востребованным, и т. п.
Я пригласил для работы в группе представителей некоторых наших российских клиентов, например из Самары и Белгорода, чтобы они увидели реальные выгоды от привлечения России на европейский рынок. Структура российского рынка сегодня соответствует тому, что делается в Европе: некоторое время назад он был разделен, но в результате сегодня компаниям трудно договориться.
Насколько, с вашей точки зрения, было необходимо разделение РАО ЕЭС?
Разделение необходимо для выхода на европейский рынок — свободный рынок, где потребитель может выбирать из многих предложений. Его структура должна соответствовать европейской. Кроме того, появилась возможность привлечь инвесторов, что было практически невозможно в рамках существовавшей ранее системы.
Каковы российские перспективы в области интеллектуальных сетей?
Россия очень активна в использовании самых разных технологий для развития энергетики. В том же Белгороде уже реализуется проект в рамках создания интеллектуальной сети. Я был также приятно удивлен планами Самараэнерго — насколько инновационными они собираются быть. Нужно думать об интересах страны — в этом случае Россия может многого достичь.