По мнению специалистов-практиков, очень важно при внедрении RFID не впадать в иллюзии |
Желание понять причины такого противоречия послужило поводом для круглого стола, который был организован редакцией журнала «Директор информационной службы» (CIO.RU) и компанией «Систем Групп Рус».
По замыслу разработчиков технологии, на объект для его контроля или учета крепится RFID-метка с уникальной информацией и позволяет идентифицировать объект, к которому прикреплена. Данная метка по беспроводной связи передает информацию о «своем» объекте в компьютерную базу данных, что дает возможность в режиме реального времени отслеживать его состояние. Впервые метки RFID стали крепить на багаж в аэропортах. Но уже первый опыт практического применения показал узкие места этой технологии: оказалось, что на длительных рейсах больше половины меток успевали размагнититься. Поэтому, по мнению Сергея Комягина, генерального директора компании «Систем Групп Рус», очень важно при внедрении RFID не впадать в иллюзии. Рассматривая возможность применения этой технологии, следует четко понимать, какое решение для данной практической задачи выбрать. Если в зоне действия метки существуют электромагнитные поля, то следует выбирать активные (с собственным источником питания) метки, но тогда цена решения значительно возрастет.
Ограничением для использования RFID также является металлическая упаковка и жидкости, которые не позволяют гарантировать качество считывания данных с метки. Кроме того, в России принят европейский стандарт RFID, но в урезанном виде. Как пояснил Валерий Шерман, ведущий технический архитектор Motorola Enterprise Mobility Business, на сегодняшний день без дополнительных лицензий и разрешения можно внедрять только те RFID-проекты, где мощность считывателя не превышает 100 мВт. Для ручного считывателя в этом случае обеспечивается устойчивое считывание метки на расстоянии 40-50 см, что для стационарного считывателя явно недостаточно. Известные Шерману попытки получить разрешение на необходимые радиочастоты заканчивались неудачно. Однако на свой страх и риск многие используют неразрешенные частоты. Пока не было ни одного случая наказания за это, но говорить о такой практике никто публично не решается. В этом видится одна из причин отсутствия на российском рынке «громких» проектов внедрения RFID.
Кроме того, зачастую инициативы внедрения RFID-систем исходят от руководства, а оно, как правило, информировано только о достоинствах технологии, но не о проблемах, которые приходится решать при ее внедрении.
Однако наличие успешных внедрений говорит о том, что не стоит отказываться от преимуществ RFID. Например, в киевском торговом центре «Магеллан» было решено собрать данные о количестве покупателей в торговом зале за некоторый период времени, определить среднее время пребывания покупателя в торговом зале и оценить оборачиваемость тележек. Для этого необходимо было понять, сколько времени тратится на выбор товара, сколько покупателей интересуется теми или иными группами товаров, как часто и т. д. Для решения задачи компанией «Систем Групп Рус» тележки покупателей были оборудованы RFID-метками (с уникальным номером каждая). Антенны RFID-считывателей размещались на потолке над проходами, кассами и полками. Благодаря этому решению удалось собрать не только изначально планировавшиеся данные, но и достаточно полную статистику о перемещении покупателей по залу, на основе которой было оптимизировано размещение товаров.
Другой пример привел Дмитрий Ребров, менеджер по ИТ-поддержке компании CCHBC, входящей в группу Coca-Cola Hellenic. Деятельность CCHBC связана с производством безалкогольных напитков. Из-за технологических ограничений планировавшийся RFID-проект в рамках профильной деятельности пришлось заморозить. Однако у компании есть очень много функций, не относящихся к ее основному бизнесу. В частности, в розничных точках присутствуют фирменные холодильники. Учитывая, что каждый стоит порядка тысячи евро, понятно, что желателен контроль за их местоположением, идентификация и учет. И здесь применение RFID с помощью существующих на рынке технологий, интегрированных в корпоративные информационные системы, вполне возможно.
По мнению Сергея Адмиральского, ИТ-директора ювелирной группы «Адамас», ИТ-сообществу крайне не хватает свежих идей и подробных примеров успешного применения RFID. Тем более что убедительной альтернативы RFID пока не видно. Шагом в развитии RFID сейчас считаются интеллектуальные радиометки, где, кроме собственно идентификатора, имеются различные датчики (температуры, движения, удара, срока годности, уровня наклона и пр.), позволяющие получить информацию о состоянии товара в процессе его транспортировки. Но это не замещение, а скорее эволюция RFID.