Роксана Янборисова полагает, что московские склады смогут удовлетворять дилерский спрос намного быстрее |
Доля регионов в общем обороте компании выросла с 42 до 44%. Наиболее отличились бизнес-подразделения Восточная Сибирь (рост — 110%), Западная Сибирь, Верхняя Волга и Средняя Волга (по 90%). Центральный офис (Москва и Санкт-Петербург) увеличил продажи на 57% (на 21% по отношению к 2008 году) Тем не менее на Москву и Петербург по-прежнему приходится самая большая часть оборота — 44 и 15% соответственно.
Четвертый квартал дал 38% годового оборота компании. Особенно это сказалось на корпоративных поставках; по словам Роксаны Янборисовой, исполнительного вице-президента OCS, долго копившийся спрос «выплеснулся" мощным потоком. Продажи в ретейл (сети бытовой электроники, ИТ-розница, интернет-магазины) составили 34%, на продажи корпоративным реселлерам пришлось 44%, универсальные реселлеры дали 16% оборота и субдистрибьюторы — 6%.
Рост продаж по товарным группам также был крайне неравномерным; например продажи мобильных решений выросли почти вдвое, а СКС — на 30%. В результате по итогам года доля направления «Мобильные решения, компоненты, мониторы" составила 39%, направления "Периферия, расходные материалы, аксессуары" — 23%. "Серверы, системы хранения данных, ПК" дали 16%, "Сети и телекоммуникации" — 14%, ПО — 5%, сервис — 2%, "прочие услуги" — 1%.
Общее число партнеров OCS выросло на 22% — до 8,1 тыс., при том что сотрудничество со значительным числом дилеров по различным причинам прекратилось, зато появилось много новых, в том числе образованных уволенными в кризис сотрудниками переживавших трудности компаний.
С начала кризиса в портфеле OCS появилось около четырех десятков новых продуктовых линеек; примерно половина из них пополнила ассортимент компании в 2010 году, вклад новичков в оборот — около 20%. Из самых известных имен — Kingston Technlogy, LG, Canon, Samsung, Fujitsu; Asus, RAD Data; Citrix Systems, ABBYY, Iomega. Тем не менее "главным" вендором остается Hewlett-Packard, а новое имя в десятке основных поставщиков одно — MSI, которая вытеснила Sun Microsystems (теперь — Oracle Hardware). Также в десятке — Acer, APC, ASUS, Cisco, D-LIink, EMC, Microsoft и Xerox.
Одним из значительных слагаемых успеха, по словам Янборисовой, стал запуск полноценной B2B-системы. Различные сервисы, с помощью которых партнеры могли получать информацию, существовали давно, однако только с конца 2009 года система обрела законченный вид. В 2010 году ею воспользовались около 3 тыс. партнеров, через нее прошло 10% оборота дистрибьютора. Наиболее успешно через систему продавались розничные товары — периферия и расходные материалы HP, ноутбуки ASUS и Acer, диски Seagate и т. д. Вместе с тем в десятку наиболее продаваемых через Интернет линеек вошли и серверы HP.
Из других новшеств в жизни компании Янборисова отметила предоставление ряду крупных розничных клиентов услуг по мерчандайзингу и рост популярности вебинаров. Оба эти направления компания собирается развивать и в 2011 году. Кроме того, будет продолжен начатый в 2010 году "переезд» складов компании. Если еще в 2008 году 90% товаров хранилось в Санкт-Петербурге, то весной 2010-го, после того как OCS перевела свои московские склады в новый комплекс, на Москву стало приходиться уже 40%. А в 2011 году в столице будет храниться уже 70% товарных запасов дистрибьютора. За счет этого в OCS надеются значительно ускорить обслуживание как московских, так и региональных партнеров.
В целом на 2011 год в компании намечают рост на уровне 30% прошлогоднего. Однако Янборисова не исключает, что реализация некоторых проектов может привести к существенным изменениям этого показателя — разумеется, в сторону большего увеличения оборота.