В начале марта Microsoft заявила о доступности на российском рынке комплексного решения для сетей розничной торговли Dynamics AX for Retail. Это первое в России интегрированное отраслевое решение, которое корпорация будет продвигать под собственным брендом. Ранее решения Microsoft для ретейла и других отраслевых сегментов разрабатывали и внедряли ее партнеры, а сама корпорация в секторе бизнес-приложений ограничивалась продвижением своих платформ, в том числе Dynamics AX.
Как заявил Владимир Водянов, директор Microsoft Business Solutions в России, решение Dynamics AX for Retail охватывает все уровни автоматизации розничных магазинов и сетей, начиная от POS-терминалов и заканчивая ИТ-поддержкой работы топ-менеджеров. В состав решения входят модули управления кассовым оборудованием, магазином, логистикой уровня магазина, центральным офисом, а также модули для поддержки мерчандайзинга, маркетинга, модуль-планировщик, позволяющий задать правила синхронизации данных между центральным офисом и магазинами. Кроме того, в составе пакета предлагается базовый функциональный набор: управление финансами (в том числе бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с требованиями российского законодательства), товарно-материальными потоками, персоналом, отношениями с клиентами, возможности для создания корпоративного портала, функции бизнес-аналитики и пр. Возможна интеграция с программными решениями других разработчиков.
В основе архитектуры системы лежит прикладная платформа Microsoft Dynamics AX 2009, обеспечивающая базовый функционал. Следующий уровень архитектуры отраслевого решения предлагает набор функций центрального офиса: управление магазинами, логистика, мерчандайзинг, маркетинг и т. д. Наиболее приближен к покупателям уровень POS-терминалов, обеспечивающий управление платежами, возвратами, номенклатурой, поддержку программ лояльности.
По словам Водянова, в качестве потенциальных заказчиков своего решения Dynamics AX for Retail корпорация в первую очередь рассматривает новые розничные сети численностью от нескольких магазинов, сети, которые переросли стадию первичной автоматизации, а также достаточно крупные сети, имеющие десятки и сотни магазинов. Такие крупные сети, как правило, уже вложились в «тяжелые" бизнес-системы, но у них еще остались большие незакрытые сегменты автоматизации (предполагается, что в этом случае две бизнес-системы будут сосуществовать).
Не опоздала ли корпорация с выводом приложения для ретейла на российский рынок, где в этой нише позиции Microsoft существенно утрачены по сравнению с теми, что были лет семь–десять назад? «Вполне возможно, что выход этого решения обусловлен целью упрочить свое присутствие в секторе розничной торговли", — заявил Петр Городецкий, аналитик IDC по рынку программного обеспечения.
"Потенциал рынка автоматизации розничных предприятий в России по-прежнему огромен, — отметил Водянов. — Немало компаний сегодня открывают, например, три магазина, а спустя несколько лет имеют несколько десятков магазинов. Если они развернут у себя Dynamics AX for Retail, то им не понадобится менять систему, когда они вырастут".
В числе конкурентных преимуществ своего решения представители корпорации называют в первую очередь новый уровень гибкости (он достигается благодаря интегрированности), высокую масштабируемость, доступность по цене (отраслевое решение, по сути, является преднастроенным, его внедрение обойдется не слишком дорого и не займет очень много времени), хорошие показатели совокупной стоимости владения и окупаемости, которая обеспечивается благодаря существенному повышению производительности труда и эффективности бизнеса розничного предприятия.
Как уверяет Водянов, Dynamics AX for Retail являет собой золотую середину между "тяжелыми» и дорогими решениями других западных поставщиков и относительно недорогими по стоимости лицензий, но требующими значительных затрат на доработку отечественными системами для розницы.
Отвечая на вопрос о возможности прямой конкуренции со своими партнерами, которые давным-давно разработали и внедряют собственные решения для ретейла на платформе Dynamics AX, Водянов предложил партнерам внимательно проанализировать, по каким функциям их продукты дополняют Dynamics AX for Retail, а по каким пересекаются с "фирменным» решением, и рекомендовал не заниматься доработками базового функционала, а сосредоточиться на реализации возможностей для поддержки специфичных бизнес-процессов конкретных заказчиков.
Насколько удалось понять, корпорация пока не может похвастаться готовыми проектами внедрения своего решения для ретейла в России, тем не менее наиболее решительные ее клиенты уже приступили к развертыванию Dynamics AX for Retail. В частности, начала внедренческий проект российская часть сети гипермаркетов Kika, торгующих мебелью и товарами для дома как "с полки", так и по каталогам. Первые магазины этой сети в нашей стране появились в 2009 году. Планируется, что к концу 2012 года в России будут работать уже десять магазинов Kika. По словам Дениса Рудакова, директора по ИТ компании "Kika-Россия", поначалу здесь использовалось решение материнской компании, которое было адаптировано к российским особенностям логистики силами местных партнеров Microsoft, затем состоялось знакомство с бета-версией Dynamics AX for Retail, и недавно началось развертывание коммерческой версии этого решения. Партнером по внедрению выступает Columbus IT.
Подобный проект недавно стартовал и в сети магазинов New Look. Этот бренд в России представляет российский партнер известной британской сети, торгующей модной, преимущественно молодежной одеждой, обувью и аксессуарами. Первый магазин этой сети в России открылся в 2009 году. Как отметила Ксения Есина, заместитель генерального директора сети, планируется расширение с 17 магазинов в 2010 году до 33 магазинов в нынешнем, а к 2013 году, как предполагается, сеть будет насчитывать уже 96 магазинов, в том числе 30 в Москве, семь в Санкт-Петербурге и 59 в регионах. В сентябре прошлого года компания приступила к внедрению Dynamics AX 2009. В ожидании скорого выхода готового отраслевого решения проект изначально велся с оглядкой на него: до начала внедрения Dynamics AX for Retail были приостановлены все маркетинговые программы, которые требовали вмешательства в POS-функционал Dynamics AX 2009. По мере освоения специализированного решения для ретейла ограничения будут сняты, и очень многие заложенные в него возможности, как предполагается, будут задействованы.