Современные системы для проведения видеоконференций позволяют существенно повысить эффективность работы во многих отраслях |
Размер имеет значение. Динамика – тоже
Разброс оценок размеров российского рынка ВКС довольно велик. Так, Юрий Крят, руководитель отдела видеоконференц-связи компании Landata, полагает, что объем продаж оборудования ВКС на российском рынке составляет ориентировочно 70 млн долл. Оценка Алексея Кирсанкина, начальника отдела видеоконференц-связи «АМТ-Груп», почти вдвое скромнее – 40 млн долл., из них около 1 млн долл. приходится на программные решения, которыми пока больше пользуются частные лица. Андрей Бахмат, директор по маркетингу Avicon, оценивает рынок в 50 млн долл., Лев Якупов, его коллега из компании "ВидеоПорт",– приблизительно в такую же величину (52 млн), но полагает, что на программные продукты приходится 13% рынка.
С тем, что российский рынок ВКС динамично растет, впрочем, согласны все. Продажи оборудования Tandberg, по словам Крята, в 2010 году у его компании увеличились на 60% (при том, что они не падали и в 2009-м). Кирсанкин полагает, что, несмотря на кризис, рынок по-прежнему прибавляет по 20-30% в год. Якупов оценил рост продаж программного обеспечения для ВКС в 2010 году в 50%, правда соответствующий рынок оборудования, по его мнению, вырос всего на 15%.
Алексей Гвоздь, руководитель направления систем связи компании OCS, в качестве свидетельства перспективности ВКС назвал заключенный в декабре контракт Polycom и «Российской корпорации средств связи» относительно сборки оборудования американской компании на мощностях РКСС, а также начало сертификации оборудования Polycom в соответствии с российскими требованиями в области безопасности.
По поводу ключевых игроков расхождений нет. Это, как и во всем мире, Cisco (после приобретения Tandberg) и Polycom. Крят «выделил» им по 40% рынка, Гвоздь – по 35%. Якупов в качестве основных игроков указал еще на две софтверные компании – Adobe и «ВидеоПорт». Возможно, после покупки Logitech компаниии LifeSize позиции последней усилятся, но существенного передела не произойдет — технологический и рыночный отрыв «тандема» слишком велик.
Медицина, бизнес или госсектор?
Мнения относительно «локомотива прогресса» рынка ВКС также немало различаются, что, впрочем, вполне объяснимо составом клиентов конкретных компаний.
Например, как указал Тахир Абаев, директор департамента сетей и телекоммуникационных решений TopS BI, принято считать, что лидером является сфера здравоохранения, в которой польза от систем видеоконференц-связи, в том числе высокой четкости, видна наиболее наглядно. Однако пока ситуация с финансированием соответствующих проектов, особенно на региональном уровне, оставляет желать лучшего, и это не позволяет медицинским учреждениям в полной мере воспользоваться преимуществами современных технологий. Движущей силой рынка, с учетом размеров страны, может стать госсектор. А вот системы телеприсутствия и решения высокой четкости пока слишком дороги для массового рынка, и, стало быть, нишевые решения для крупных корпораций и «имиджевых» систем. В целом в корпоративном сегменте развитие средств ВКС будет определяться, с одной стороны, снижением стоимости каналов передачи данных и оборудования, а с другой – внедрением новых технологий. Видеозвонки станут обычным явлением, а технологии ВКС будут встроены во все социальные сети.
В «АМТ-Груп» тоже среди самых быстрорастущих сегментов называют государственный. Спрос со стороны предприятий топливно-энергетического комплекса стабильный, без резких «всплесков», но зато и без падений. А вот телемедицина, полагает Кирсанкин, хотя на нее и приходится не очень большое количество проектов, вполне может претендовать на звание «драйвера рынка». Особенно после того, как с появлением систем высокой четкости стало возможно не только проводить консультации посредством систем ВКС, но и оказывать помощь при операциях. Все большее распространение получают мобильные передвижные комплексы, которые позволяют интерактивно проводить обсуждения и принимать решения по тяжелым случаям на месте, без попытки перевезти пациента.
С середины 2009 года у «АМТ-Груп» пошли массовые заказы на внедрение ВКС в банковском секторе. К примеру, в ВТБ с началом кризиса отменили все командировки и пользовались исключительно ВКС. Системы видеоконференц-связи начинают применяться и на медиарынке, где с их помощью расширяют аудиторию шоу-программ; растет количество «двунаправленных» трансляций со спортивных мероприятий.
И разумеется, вовлекаются в этот процесс регионы: применение ВКС – очевидная возможность избежать всех транспортных проблем и практически гарантировать участие в обсуждении всех заинтересованных лиц.
По мнению же Крята, основные потребители рынка ВКС – это по-прежнему силовые структуры: МВД, МЧС, военные. Стабильный спрос на системы видеоконференц-связи наблюдается в медицинском секторе, в последнее время активизировалась и образовательная сфера. Однако и в коммерческом секторе все больше рассматривают ВКС как средство сокращения расходов и повышения эффективности.
У компании «ВидеоПорт», по словам Якупова, приблизительно по 20% заказов приходит от банков, госсектора и вузов. Далее идут предприятия энергетического сектора (10%) и телекоммуникационные компании (7%). Лидерами роста являются финансовый сектор и учебные заведения, медицинские же учреждения только начинают проявлять интерес к решениям компании. Он также отметил, что только четверть продаж компании приходится на Москву, остальные – на регионы.
Еще одна возможная точка роста – малый и средний бизнес. Как отметил Гвоздь, производители ВКС планируют в 2011 году существенно усилить работу с партнерами второго уровня, увеличить свое присутствие в регионах и предложить решения для небольших предприятий, которые до последнего времени не были в фокусе их внимания. Это во многом обусловлено увеличением доступности качественных линий связи по всей стране, а также последними технологическими новациями, позволяющими организовать ВКС-связь высокой четкости при относительно невысоких требованиях к каналам передачи изображения.
Перспективы: мобильность, 3G и 3D
Бум мобильности не мог, разумеется, пройти мимо рынка ВКС. И, возможно, такие решения уже скоро станут достаточно массовыми на всех основных платформах (iPhone, Android, Windows Phone), причем, как полагает Крят, применение им найдется не только у конечных пользователей, но и в бизнесе.
Есть относительно перспектив мобильных ВКС-систем и более сдержанные прогнозы. Так, Гвоздь полагает, что в ближайшее время коммерчески значимого интереса к мобильным системам ВКС не предвидится. Причина – сети 3G пока работают не повсеместно и недостаточно стабильно. «В портфеле продуктов ведущих производителей систем видеоконференц-связи решения для планшетов и коммуникаторов представлены в основном опытными образцами на собственной аппаратной платформе, а приложения для популярных мобильных ОС находятся в разработке», — полагает он.
Значительное влияние на рынок в 2011 году окажет рост интереса к средствам унифицированных коммуникаций, в частности после выхода Microsoft Lync. В OCS, по словам Гвоздя, уже заметили соответствующую тенденцию.
Однако сети 3G – не единственный возможный носитель видеосигнала. В «АМТ-Груп» уже проводили тестирование клиента для работы по протоколам h.323/SIP, то есть не по 3G, а посредством гораздо более привычного и чаще встречающегося беспроводного подключения по Wi-Fi. По словам Кирсанкина, новинка обеспечивала вполне качественное изображение всем участникам переговоров. На экране мобильного клиента картинка была «идеальной», качество изображения у стационарного определялось качеством камеры на устройстве его собеседника.
Дополнительным фактором, обеспечивающим широкое распространение ВКС, по мнению Якупова, является то, что программные решения уже догнали аппаратные по своим возможностям, а производительности ПК и ноутбуков хватает для обработки нескольких видеопотоков одновременно. Так что уже в этом году можно ждать появления «трехмерных» ВКС-решений и недорогих систем телеприсутствия.
Что до немного более далекого будущего, то, как полагает Бахмат, сети 4G изначально проектируются с учетом того, что по ним будет идти видеотрафик, в том числе и видеоконференционный. Однако особенности сетей четвертого поколения таковы, что для их работы требуется более плотная сеть станций. Это может привести к тому, что в регионах с высокой плотностью населения (и, соответственно, станций) видеоконференции будут широко распространены, а в местах не столь заселенных их работа может оказаться нестабильной. Хотя именно такие регионы наиболее нуждаются в ВКС.
Соответственно популярностью будут пользоваться продукты, учитывающие этот фактор. В качестве примера он привел реализацию кодека H.264 SVC (Scalable Video Coding). При его использовании видеосигнал разделяется на несколько параллельных потоков, в основном идет достаточно «грубая информация», без деталей, в «дополнительных» потоках изображение обогащается подробностями. В случае падения качества связи приоритет остается за основными потоками. Изображение становится менее детализированным, но полного обрыва соединения удается избежать, что во многих случаях крайне важно.