В последнее время интерес к настольным и мобильным компьютерам со стороны индивидуальных потребителей и даже корпоративных заказчиков неуклонно падает. Стремительный рост популярности планшетных компьютеров, в особенности, Apple iPad, не сулит ничего хорошего компаниям, вкладывающим миллиарды долларов в производство и организацию продаж ПК.
«Сегодня мы можем только гадать о мотивах, движущих HP, но я думаю, что, оценивая ситуацию на рынке ПК, стратеги компании увидели некое зловещее предзнаменование, – заявил аналитик The Gabriel Consulting Group Дэн Олдс. – Продажи сегодня не растут и не приносят желаемой прибыли, и маловероятно, что в будущем ситуация изменится к лучшему».
По данным HP, годовой оборот подразделения Personal Systems Group составляет сейчас 40 млрд долл. К зоне ответственности PSG относится производство персональных компьютеров, технических рабочих станций, планшетных компьютеров и смартфонов, работающих под управлением WebOS, а также персональных систем хранения.
По оценкам Gartner, во втором квартале на долю компании HP, в течение долгого времени остающейся крупнейшим производителем ПК в мире, пришлось 17,4% общего объема мировых поставок.
Еще в июле аналитики Gartner утверждали, что позиции HP остаются весьма устойчивыми, хотя компании и пришлось столкнуться с новыми трудностями в сегменте ПК для домашних пользователей. Дело в том, что растущий спрос на планшетные компьютеры нанес довольно сильный удар по рынку ПК, особенно в Соединенных Штатах.
В опубликованном недавно отчете Gartner говорится, что темпы роста мирового рынка ПК замедлились. Во втором квартале текущего года объем поставок вырос всего на 2,3%. Ранее аналитики Gartner прогнозировали рост на уровне 6,7%.
«Существуют другие области, в которые HP может инвестировать время и деньги с куда более высокой отдачей и более высокими темпами роста, – пояснил Олдс. – Если продолжение бизнеса представляется нерациональным, его надо сворачивать. Выделение самостоятельной компании предпочтительнее продажи, поскольку в мире вряд ли найдется много организаций, желающих приобрести эту часть бизнеса HP и располагающих необходимыми для этого средствами».
Здесь инициатива HP мало чем отличается от действий корпорации IBM, которая в свое время продала весь бизнес, связанный с производством ПК, компании Lenovo.
Разница состоит лишь в том, что HP находится на верхней строчке рейтинга производителей, а IBM не могла этим похвастаться.
Главный аналитик компании Enderle Group Роб Эндерле считает, что опыт IBM может послужить HP хорошим примером для подражания.
«Продажа корпорацией IBM своего бизнеса ПК оказалась невероятно успешных шагом, а темпы развития Lenovo на рынке ПК — одни из самых высоких в мире. Исходя из этого примера сделка по продаже подразделения ПК является вполне оправданной».
«Больше всего меня поражает смелость такого решения – так инициативу HP с учетом положения производителя прокомментировал аналитик компании Pund-IT Чарльз Кинг. – Направление ПК — и обеспечение доминирующего положения в этом сегменте — считались приоритетными для HP в момент приобретения ею компании Compaq в 2001 году. Подразделение Personal Systems Group сегодня приносит больше выручки, чем любое другое: на него приходится треть общего оборота HP. Поэтому даже в случае отделения речь идет об огромной компании».
Операционная прибыль подразделения HP PSG в процентном выражении совсем не высока по сравнению с результатами, которые демонстрирует бизнес ИТ-решений и услуг. А колебания объемов продаж на рынке ПК весьма велики. Этот сегмент крайне восприимчив к сезонным отклонениям и изменениям общего состояния экономики.
Компания | Поставлено II кв. 2011 (млн штук) | Доля II кв. 2011 (%) | Поставлено II кв. 2010 (млн штук) | Доля II кв. 2010 (%) | Рост (%) |
---|---|---|---|---|---|
HP | 14,9 | 17,5 | 14,5 | 17,4 | 3,0 |
Dell | 10,6 | 12,5 | 10,3 | 12,3 | 3,3 |
Lenovo | 10,2 | 12,0 | 8,3 | 10,0 | 22,5 |
Acer | 9,3 | 10,9 | 11,7 | 14,0 | -20,4 |
Asus | 4,5 | 5,2 | 4,3 | 5,2 | 3,7 |
Toshiba | 4,4 | 5,2 | 4,5 | 5,4 | -1,9 |
Другие | 31,3 | 36,7 | 29,7 | 35,7 | 5,3 |
Всего | 85,2 | 100,0 | 83,3 | 100,0 | 2,3 |
Источник: Gartner, 2011. |