Первым IBM PC-совместимым компьютером Hewlett-Packard была выпущенная в 1985 году модель HP Vectra. С первой половины 1990-х и до приобретения Compaq это семейство персональных компьютеров было очень популярно у отечественных корпоративных клиентов HP. Фото: HP Computer Museum |
Как говорится в официальном заявлении HP, совет директоров компании уполномочил ее руководство на изучение вариантов действий по поводу PSG. Среди вариантов — полное или частичное отчуждение PSG посредством преобразования подразделения в новую компанию или иной операции (см. «HP меняет персональные компьютеры на большие данные»). Редакция Computerworld Россия задала ряд вопросов аналитикам и представителям рынка.
- Насколько своевременен и расчетлив этот шаг?
- Каково наиболее вероятное развитие событий (все останется по-старому, PSG будет выделена в отдельную компанию, продана)?
- Кто может стать покупателем PSG?
- Как это отразится на российском и мировом рынке. Кто займет место HP в мире и у нас?
Александр Загнетко, руководитель программы исследований «Корпоративные системы», российский офис IDC:
HP во многом повторяет стратегию IBM, отделившей, а впоследствии и вовсе избавившейся от своего бизнеса по производству ПК, в силу того что конкуренция с рядом компаний, в первую очередь из Юго-Восточной Азии и Китая, делала этот бизнес сомнительным с точки зрения рентабельности, а риски, связанные с инвестициями в развитие направления, были слишком значительны. Таким компаниям как HP, обладающим уникальным индустриальным опытом в самых разных сегментах ИТ-индустрии, включая наиболее сложные, ориентированные на передовые технологии, гораздо интереснее развивать свой бизнес там, где конкуренция со стороны бесчисленного множества сборщиков, выпускающих из готовых модулей дешевое оборудование, минимальна. Однако, прежде чем делать далеко идущие выводы, имеет смысл подождать до тех пор, когда будут обнародованы некоторые важные детали новой концепции компании.
Зарина Камытбаева, старший аналитик рынка ПК, российский офис IDC:
На российском рынке соответственно выиграют те, кто больше всего конкурировал с НР в сегментах. По большей части это касается сегмента коммерческих решений. В сегменте настольных ПК скорее выиграют локальные производители, в ноутбуках — Lenovo и Dell. Что касается розничного сегмента, то там конкурентов значительно больше. А потому кто займет место НР сказать сложно.
По поводу возможного покупателя: скорее всего, это будет китайская компания, одним из наиболее вероятных кандидатов кажется Lenovo, имеющая аналогичный опыт с IBM и контролирующая более 60% азиатского рынка.
Максим Сорокин, президент OCS:
1. Избавиться от направления смартфонов и планшетников — шаг несвоевременный. Надо было либо сделать это раньше, либо изменить менеджмент, перетерпеть и найти-таки свое место на этом рынке. Все идет к тому, что данные перестают быть персональными, переносятся в облака, а в руках у людей остаются интерфейсы. И отказаться от этого куска рынка...
В НР всегда не очень хорошо чувствовали и тем более предвидели этот рынок. И очередной раз потеряли огромные суммы, купив Palm и вкладывая деньги в разработки, которые отставали от рынка на несколько лет и так и не увидели свет.
2-3-4. Скорее всего, выделят PSG в отдельный бизнес, да и покупатель найдется. Задешево, конечно.
Жаль, ведь именно последние два-три года НР в этом сегменте выпускает абсолютно конкурентоспособную продукцию по конкурентоспособным ценам. И европейский и российский менеджмент знает свое дело. Да, на этом рынке сейчас у всех игроков крайне низкая рентабельность. Но иногда надо потерпеть. У НР достаточно запасов и сил для этого, а при нормальном управлении можно и нужно лидировать. И зарабатывать.
В целом, с моей точки зрения, эта новость для рынка плохая. Но зато это отличная новость для Apple. На рынке ноутбуков остаются кроме него только азиатские вендоры, причем в верхнем сегменте — только Sony и Toshiba.
Думаю, что в этом решении со стороны Лео Апотекера больше стремление и необходимость показать наличие видения, а не само видение. Он явно показывает, что будет строить бизнес больше по модели Oracle и IBM. Правда, и здесь они сильно отстают от конкурентов. Что ж, поживем - увидим.
Антон Лукьянов, директор департамента закупок компании Merlion:
1. Что касается рынка планшетов и смартфонов — вероятно правильное решение, никто не может пока точно оценить реальный объем рынка, уже много игроков, при этом будет крайне сложно занять лидирующие позиции, сместив текущего известного производителя устройств с белыми наушниками. Что касается всего направления PSG — это пока еще не решение, а только задание «на изучение вариантов действий».
2. Подождем — ни один из вариантов не является явным фаворитом.
3. Зависит от цены и сроков предложения, но покупателей может найтись несколько. Есть сильные азиатские игроки; например, буквально недавно мы наблюдали, как другая американская компания пыталась продать свое европейское отделение консорциуму с участием крупнейшего российского банка, так что все возможно.
4. Сейчас рынок очень динамичен и, казалось, незыблемые позиции иных лидеров стремительно меняются. Это происходит и на рынке ПК, и на рынке смартфонов. Позиции НР и ее конкурентов в мире и у нас отличаются, даже от квартала к кварталу, иногда довольно сильно. Это может говорить лишь о том, что опять же нет однозначного сценария.
Антон Пантелеев, «М.Видео», менеджер по связям с общественностью:
Рынок ПК растет уже не такими темпами, по мнению руководства Hewlett-Packard, и компания решила сосредочиться на корпоративном сегменте.
1. HP может пойти по пути Motorola, Siemens и IBM — выделить направление в отдельную компанию, а затем продать.
2. Покупателем может выступить один из азиатских сборщиков ПК, который благодаря бренду HP может стать более заметным на рынке.
3. Пока рано говорить о перераспределении рынка. HP сохраняет свои уверенные позиции.
Влас Петров, директор департамента «Ноутбуки, ПК и серверы» компании "Марвел Дистрибуция":
Я думаю надо разделить эти темы - прекращение производства смартфонов и планшетных компьютеров и перспективы подразделения PSG в целом. По первой
1. Ситуация напоминает шахматную. Вы уже проиграли фигуру и выбираете между "сдаться сразу" и "попытаться спасти партию". HP посчитала, что преимущество противника слишком большое, и лучше сдаться. Хотя рынок - не шахматы и практически всегда оставляет "шансы на спасение". Для HP были пути успешного развития на рынке смартфонов-планшетов и в нынешних условиях.
4. На рынке смартфонов и "планшетников" HP свое место практически полностью потеряла.
По второй
1. Шагов как таковых пока нет, есть намерение выделить подразделение в отдельный бизнес. Что произойдет в итоге - пока не известно. Лично мне кажется, что этого делать не следует.
2. Просто выделять PSG в отдельную компанию смысла нет. Обычно такой шаг делают для последующей продажи. Пока же для клиентов HP никаких изменений не произошло.
3. Компания, которая хочет существенно увеличить свою долю на этом рынке. Кто конкретно? Решения такого рода имеют исключительно субъективные мотивы, поэтому предсказать потенциального покупателя достаточно сложно.
4. В случае, если подразделение PSG будет все-таки продано, то все будет зависеть от того, кто окажется покупателем. Если покупателем будет транснациональная компания, то большая доля рынка HP автоматически перейдет к ней. Если же подразделение PSG приобретет компания, плохо представленная в ряде регионов, то в таком случае доля HP перейдет к лидерам рынка персональных систем в этих регионах.