Израильская компания Rafael Armament Development Authority, выполняющая военные заказы, имеет в своем арсенале устройство, в котором, по ее словам, реализован «революционный подход к тактической разведке». На самом же деле это не более чем беспроводная камера, выстреливаемая на высоту около 150 м с помощью гранатомета. Несколько хакеров-изобретателей на недавней выставке Defcon заявили, что скоро любой сможет приобрести нечто подобное всего за 500 долл.
Данные, полученные с помощью Firefly, способны решить исход сражения. За восемь секунд после выстрела военные получают вид находящейся перед ними местности и вражеских позиций с высоты птичьего полета. Затем устройство взрывается в воздухе.
Частное лицо не может купить ни эти летающие камеры, ни тем более 40-миллиметровый гранатомет для их запуска. Но, с точки зрения Влада Гострома и Джошуа Марпета, эта технология может оказать существенную помощь в розыскных и спасательных операциях и окажется полезной местным полицейским подразделениям SWAT. Поэтому Гостром и Марпет создали собственную версию, которую и представили на Defcon.
Нельзя сказать, чтобы испытание, проведенное за неделю до выставки, прошло блестяще. Первая камера, запущенная из 37-миллиметровой ракетницы, из-за неполного сгорания порохового заряда пролетела всего навсего 9 м — времени полета оказалось слишком мало для того, чтобы передать снимки со скоростью 5,8 МГц на беспроводной приемник, который был в их распоряжении. При этом парашют частично сгорел. Впрочем, это же был всего-навсего бета-продукт, ошибка, на которой учатся. Через пару месяцев работы изобретатели рассчитывают сделать работающий прототип, поднимающийся до 76 м. «Для первой версии результат был неплох», — сказал Марпет на Defcon.
Гостом и Марпет не единственные на Defcon предлагали самодельные реплики военных технологий. Майк Тасси и Рич Перкинс, используя купленные в магазине компоненты, переделали беспилотник армии США в летающую спасательную станцию с беспроводной связью. Она может прослушивать беспроводные сети и даже разговоры по мобильному телефону.
«Военная техника — извечный предмет зависти хакеров. Поэтому они и пытаются воспроизвести ее», — пояснил Джефф Мосс, основатель Defcon.
С точки зрения создателей аэроплана, дело не в зависти, а в природе человека. «В глубине души каждому хочется иметь свой собственый истребитель», — уверен Тасси.
Томас Вильгельм продемонстрировал свое программное обеспечение Auto-BAHN, позволяющее превратить тысячи мобильных телефонов в самоорганизующуюся беспроводную сеть, по которой можно передавать сообщения в обход Интернета или сотовых операторов. Программа для платформы Android, используя протоколы Wi-Fi и Bluetooth, обеспечивает передачу информации с одного телефона на другой.
Важно, что все эти предложения, по заявлениям их создателей, можно использовать в спасательных операциях. Беспилотник Тасси и Перкинса может применяться для обнаружения сигналов мобильных телефонов в зонах разрушения после катастроф, в тех же целях можно использовать и систему Вильгельма. Телефон с загруженным на него программным обеспечением Auto-BAHN устанавливает связь с другим телефоном с этой же программой в диапазоне действия Wi-Fi или Bluetooth и передает сообщения при нажатии на клавишу. «В чрезвычайных обстоятельствах можно сообщить информацию спасательным службам, даже если сети сотовых операторов не действуют», — подчеркнул Вильгельм.
Что касается Влада Гостома, то к работе над камерой, выстреливаемой из ракетницы, его побудил опыт службы в подразделении гражданского воздушного патрулирования США в Нью-Джерси. «Нам удавалось обследовать далеко не все участки лесных массивов. А хотелось бы добиться стопроцентного охвата, — рассказал Гостом. — Имея в своем распоряжении подобную камеру, мы получали бы информацию практически обо всех участках леса, не заходя на опасную территорию».
Не исключено, что эти проекты никогда не преодолеют стадии прототипа, но они демонстрируют, что хакеры, традиционно пользующиеся дурной славой, способны воодушевляться благородными идеями. «Все чаще общество убеждается, что хакеры — это не только те, кто ломает, — отметил Вильгельм, — а те, кто исправляет и улучшает».