Александр Микоян: «Наша стратегия в части клиентских устройств осталась неизменной» |
В марте этого года HP представила свою новую стратегию, которая предусматривает интегрированное развитие всех направлений бизнеса компании, включая мобильные и персональные системы. Но недавний отказ от производства устройств на базе собственной операционной платформы webOS и объявленные планы по реструктуризации подразделения HP Personal Systems Group поставили под сомнение целостность принятой стратегии. Глава московского офиса HP Александр Микоян прокомментировал Computerworld Россия последние шаги компании, подтвердил приверженность выбранному курсу и анонсировал сентябрьский форум «Инновационные миры HP».
В принятой весной стратегии прогнозируется масштабный переход корпоративных заказчиков к гибридным инфраструктурам на основе традиционных ИТ-комплексов, частных и публичных облаков. HP берет на себя роль проводника, обеспечивающего клиентам переход к новой парадигме. Какими ресурсами располагает HP для осуществления этой миссии?
Если говорить про традиционные ИТ, то у HP имеются для этой миссии все необходимые ресурсы и возможности. Что касается частных облаков, то мы предлагаем стек высокоэффективных решений, которые позволяют клиентам строить собственные конвергентные инфраструктуры любого масштаба. Эти решения включают серверную составляющую, подсистемы хранения, сетевые элементы, системы управления электропитанием, программные решения для управления этой сложной инфраструктурой и многое другое. Мы также предлагаем широкий набор программного обеспечения для управления облачными ресурсами, учета их потребления и других важных задач, характерных для различных этажей облачной иерархии. В России уже имеются примеры успешного использования наших продуктов для построения частных облаков. Так, решениями HP воспользовалась IBS – одна из крупнейших отечественных ИТ-компаний. Это очень интересный пример, доказывающий, что обеспечение сотрудников ИТ-услугами гораздо эффективнее организовать из внутреннего облака, созданного на основе облачной архитектуры. Мы можем предоставить как традиционные высокоэффективные, надежные ИТ, так и комплекс технологических решений и услуг для построения частных облаков. И, наконец, третий важный элемент гибридной модели – публичные облака. Любой заказчик сегодня может воспользоваться публичными облачными сервисами HP. При этом клиент платит только за использованный объем ИТ-услуг. Применительно к российскому рынку можно упомянуть наш контракт с компанией «Рольф».
Какая из перечисленных моделей является приоритетной для российского рынка? А для каких рынок еще не созрел?
Многое зависит от сегмента рынка. Если говорить о крупных предприятиях, то переход к частным облакам и использование традиционных ИТ являются для них наиболее привычным рецептом построения информационных систем. Хотя проявились и потребности в публичных облаках – для тестирования и демонстрации новой облачной парадигмы. То есть применение публичных облаков в крупных корпорациях пока носит спорадический и узконаправленный характер. Если говорить о компаниях меньшего размера, с оборотом от миллиона долларов и выше, то в них будет превалировать переход к публичным облакам, поскольку таким предприятиям нет смысла строить свои частные облака. А приверженность традиционным ИТ, вероятно, пока будут хранить компании из самого верхнего сегмента. Многие еще не очень хорошо понимают, что такое публичные облачные сервисы, но мы видим очень большой интерес к этой теме со стороны заказчиков из самых разных отраслей.
В чем сложность перехода к корпоративным гибридным ИТ-инфраструктурам?
Думаю, здесь два сложных момента. Во-первых, заказчикам сложно определиться с тем, как эффективно использовать традиционные средства ИТ, совместив их с возможностями частных или публичных облаков. Это неудивительно, поскольку речь идет о переходе к новой парадигме ИТ. Вторая сложность – чисто человеческая. В сознании тех, кто принимает решения, должен измениться подход к информационным технологиям. Применение публичных облаков превращает ИТ-отдел в корпоративную службу заказчика, а переход к частному облаку приводит к трансформации ИТ-отдела в локального поставщика услуг для сотрудников компании. При этом роль и эффективность традиционных ИТ должна постоянно пересматриваться и, вероятно, сокращаться вследствие перехода к облачным технологиям. CIO должны тратить больше времени на внедрение инноваций и оптимизацию бизнес-задач, а не на поддержание операционной составляющей ИТ-подразделений. Осознание этого процесса менеджерами компаний займет еще некоторое время.
Один из элементов новой стратегии HP нацелен на «формирование взаимосвязанного мира и разработку соответствующих технологий для всех уровней клиентов». Планировалось также превратить webOS в ведущую сетевую платформу. Теперь же объявлено об отказе от этой мобильной платформы. Этот пункт стратегии больше не актуален?
Мы не отказались от платформы webOS. Мы отказались от дальнейшего выпуска пользовательских устройств на этой платформе. webOS признана экспертами как очень элегантная и высокоэффективная система. Мы сейчас анализируем возможности ее дальнейшего развития. От подразделения персональных систем мы тоже не отказываемся, а рассматриваем различные варианты его более эффективного развития. Может так получиться, что вне HP подразделение PSG может стаит еще более успешным, чем внутри. Реструктуризация активов — нормальный корпоративный процесс, в нем нет ничего катастрофического. Приостановка выпуска устройств на основе webOS и раздумья о будущем PSG не означают, что мы отказываемся от упомянутого пункта нашей стратегии. Мы считаем, что ИТ-услуги будут все более мобильными, особенно в потребительском секторе. Люди будут потреблять ИТ-услуги через самые разные устройства – смартфоны, настольные и переносные компьютеры, телевизор. Но все эти устройства должны обеспечивать бесшовный доступ к ИТ-услугамам, а одна и та же информация должна быть правильно представлена на экранах разных устройств. Подчеркну, наша стратегия в части клиентских устройств осталась неизменной, и мы по-прежнему будем уделять большое внимание мобильности, но мы увидели, что есть иные возможности эффективной реализации этого пункта стратегии.
А что будет с совместным заводом Foxconn в Колпино? Кстати, является ли HP собственником этого предприятия?
Нет, у HP нет доли собственности в этом предприятии. Foxconn просто производит для нас компьютерную технику. И возможная реструктуризация PSG вряд ли окажет существенное влияние на этот бизнес-проект.
В рамках озвученной в марте стратегии HP планирует создать первый в отрасли открытый торговый портал для облачных решений. Как скоро заработает этот портал и каковы шансы появления в нем облачных продуктов, разработанных российскими специалистами HP или партнерами компании в нашей стране?
К сожалению, я не могу точно сказать, когда портал будет открыт, но мне известно, что работа над ним ведется. Что касается продуктов третьих сторон, то мы будем работать над тем, чтобы сделать портал максимально открытым – и для заказчиков, и для производителей программных платформ. Никто не может предсказать, какие именно приложения будут пользоваться наибольшим спросом в этом магазине. А потому, чем шире будет наше предложение, тем больше возможностей появится у пользователей найти для себя что-то интересное на нашем портале.
Как меняются отношения с партнерами под влиянием современных тенденций? В частности, какую роль в развитии облачных технологий московский офис HP отводит российским ИТ-компаниям?
Российские интеграторы формируют один из каналов продаж наших продуктов. И у нас уже есть примеры эффективного сотрудничества с российскими партнерами в духе современных тенденций. Здесь можно упомянуть договор с компанией «Астерос», благодаря которому клиенты в России могут получить полный комплекс облачных услуг HP. Наши партнеры в России могут не только облегчить доступ к публичному облаку HP, но и оказывать заказчикам сопутствующие русскоязычные услуги, например, консультировать, или трансформировать ИТ из традиционной формы в ту, которая более готова к переезду в облако. Еще один важный момент, о котором многие забывают, — это агрегация. Некое предприятие может получать ИТ-услуги из разных облаков. В этой ситуации российский системный интегратор может стать для него агрегатором облачных сервисов. Покупая облачные услуги у разных облачных провайдеров, интегратор может соединить их в единое решение и продать заказчику. Кроме того, российские партнеры могут сами выступать в роли поставщиков облачных сервисов, и в этом случае мы готовы предоставить им наши возможности для построения публичных облаков, включая финансовые инструменты, значительно упрощающие доступ на облачный рынок. И наконец, еще одна перспективная модель взаимодействия предусматривает использование мощностей ЦОД HP в моменты пиковых нагрузок на облачные сервисы российских партнеров — мы можем помочь им эффективно масштабировать свои предложения.
Ваш договор с «Астерос» пока единственный в своем роде на российском рынке?
Да, но я думаю, в скором времени у HP появятся и другие партнеры, реализующие похожий сценарий взаимодействия на рынке ИТ-услуг.
Какая польза в покупке компании Autonomy? Об этой сделке также было объявлено недавно.
Обработка неструктурированной информации становится очень важным аспектом деятельности наших клиентов. Информации становится все больше, и она все более разнообразная, при этом потребности в скорости ее обработки растут. Поэтому планируемое приобретение компании Autonomy, создавшей платформу следующего поколения для быстрой и эффективной обработки больших объемов неструктурированных данных, четко вписывается в современную стратегию HP. Напомню, что ранее мы уже приобрели компанию Vertica, разработчика решений для анализа и хранения данных. Мы хотим стать лидером в этом перспективном сегменте рынка.
Много ли клиентов сегодня заинтересованы в системах обработки и анализа неструктурированных данных?
У Autonomy сегодня 25 тыс. клиентов во всем мире, в их числе — крупнейшие глобальные корпорации. Кроме того, нужно принять во внимание ту скорость, с которой заказчики наращивают массивы данных. Например, ресурсоемкие системы ERP сначала были востребованы только крупными корпорациями, а теперь их используют даже небольшие компании. Можно сказать, что проблема Больших Данных, которая поначалу затрагивала лишь организации, ведущие масштабные научные изыскания, становится актуальной и для средних компаний. Но нужно понимать, что речь идет не просто об увеличении количества данных, а о взрывном росте количества неструктурированной информации. Ее нужно уметь правильно обрабатывать, и это гораздо более сложная задача, чем просто хранение большого объема данных.
Расскажите, пожалуйста, о предстоящем форуме «Инновационные миры HP», который состоится в Москве 29 сентября. С чем связаны перемены в названии и концепции этого традиционного мероприятия?
Мы семь лет подряд успешно проводили в России мероприятие под названием «Программные миры HP». За рубежом мы параллельно организовывали конференции НР Technology@Work и HP Software Universe. На данном этапе мы сочли необходимым совместить технологическую и программную направленность московского форума и часть мероприятия посвятить бизнес-аспектам. Поэтому и родились «Инновационные миры HP». Слово «инновационные» в названии восходит к концепции «Инновационного предприятия НР» (HP Instant-On-Enterprise); в ее основе лежит принцип создания эффективных ИТ-систем, которые позволят заказчикам эффективно и оперативно реагировать на динамичные изменения на рынке и оставаться конкурентоспособными. А сохранив в названии слово «миры», мы демонстрируем преемственность форуму, который стал знаковым событием на российском ИТ-рынке. Мероприятие будет состоять из двух частей: бизнес-ориентированной и технологической. В первой части мы будем говорить о роли информационных технологий в бизнесе, о том, как они помогают реализовать конкретные бизнес-задачи. Во второй части – обсуждать технологические аспекты эффективного построения и управления информационными технологиями. Будет организована также выставка решений, которые мы собираемся демонстрировать совместно с нашими партнерами по Форуму.
Кто-то из высшего руководства компании будет присутствовать на форуме?
Да, мы планируем, что «Инновационные миры НР» откроет Ив де Талуэ, генеральный директор HP в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.