Пол Грабшайд: «Для меня отраднее всего наблюдать, как разработчики, увидев наши новые продукты, начинают прикидывать, как их можно использовать в своих приложениях» |
Это совсем не мешает созданию множества иных приложений в других отраслях, но гарантирует компании стабильность и преемственность в развитии. За прошлый год продажи Intersystems выросли примерно на 20%, а на текущий год планируется рост в15%.
Следствием отмеченной стабильности является заметная повторяемость повестки дня ежегодных симпозиумов, проводимых в российским отделением Intersystems. Поэтому остановимся на том, что стало новым на Symposium 2011. Новинки в Intersystems случаются не часто, компания не торопится с радикальными обновлениями, довольно долго она выпускала всего один программный продукт — СУБД. С 1997 года он получил название Cache, затем портфель пополнился инструментарием разработки и быстрой интеграции Ensemble, а еще позже — встроенной системой для аналитики в реальном времени DeepSee. В нынешнем году новинок сразу три, плюс к тому компания нарушила сложившееся правило поставки только инструментов для разработчиков. На этот раз она выпустила два собственных готовых приложения — HealthShare и TrakCare, принципиально различающихся по назначению. Первый служит, как следует из названия, для распределенного доступа к различным источникам информации и знаний в процессе лечения, а второй — для организации лечебного процесса.
HealthShare попадает в категорию платформ для медицинской информатики. Клинической или медицинской информатикой (clinical informatics) называют научную дисциплину, которая ищет пути для предотвращения заболеваний и улучшения лечения, используя новые информационные технологии, достижения науки управления знаниями. Клиническая информатика трансформирует здравоохранение посредством анализа, проектирования и внедрения информационных и коммуникационныхсистем, с тем чтобы улучшить здоровье людей в целом, уход за пациентами и взаимоотношения между клиникой и пациентом. HealthShare обеспечивает выполнение четырех основных функций: Enriched Information осуществляет сбор данных о пациенте из всех доступных источников; Active Analytics анализирует эти данные; Portals — средство для создания порталов, объединяющих в сообщество врачей и пациентов; Information Exchange — система для поддержки принятия решений, включающая агрегирование данных и согласование действий различных участников процесса лечения. TrakCare выполняет функцию классической медицинской информационной системы, ее задача состоит в поддержке наиболее полных и точных записей о пациентах с использованием разных источников и доступа к ним через Web. Она сводит в один репозиторий клиническую, лабораторную, административную информацию и информацию, полученную из сообществ.
Продукта i.Know появился в результате приобретения одноименной бельгийской компании, базирующейся в Лимбургском научном парке при Хассельтском университете. Компания, созданная десять лет назад, создает ПО для работы с текстовыми документами методами text mining, позволяющими работать с семантикой текстов. Выступавший на Symposium 2011 технический директор Intersystems Пол Грабшайд особо выделил важность этого направления в общем (в форме текстов хранится большая часть данных) и в частности, ввиду того что текстовые документы играют важнейшую роль в медицине. В качестве примера систем такого рода Грабшайд привел разработанную в Англии компанией Claverley Group систему для поддержки работы журналистов PressComputerSystem, построенную на базе Cache и Ensemble. Она обеспечивает снабжение журналиста в процессе написания сообщений найденной в базе близкой по смыслу информацией; такая поддержка особенно имеет смысл при создании новостных выпусков.
Пол Грабшайд ответил на несколько вопросов Computerworld Россия.
Корни нынешних технологий работы с данными, используемых Intersystems, уходят в 60-е годы, когда были созданы система MUMPS (Massachusetts General Hospital Utility Multi-Programming System) и язык программирования M. Сохраняя преемственность, вам удавалось адаптироваться к требованиям времени. Cache называлась и объектной, и постреляционной СУБД, а сегодня в ней удается реализовать новейший подход «не только SQL» (NoSQL). В чем секрет подобного долголетия?
Разумеется, когда мы начинали в 1978 году, то ни о чем таком не задумывались. Было бы замечательно, если бы еще тогда построили четкий план и, следуя ему, пришли к тому, что происходит сейчас. Хотя такого плана не было, но все немаловажное — философия, убеждения, которые мы исповедовали, которыми мы обязаны нашему основателю Тери Рэгону, его, казалось бы, очевидные взгляды стали фундаментом. Его основной постулат заключается в создании средств, которые позволяют быстро и удобно разрабатывать приложения. Вот почему мы всегда старались быть ближе к разработчикам, учиться у них тому, что нам следует делать. Второй принцип: эволюции — «да», революции — «нет». Мы видели много компаний, которые прекрасно начинали и успешно работали, пока не возникала новая, угрожающая им парадигма, — скажем, для тех, кто сделал ставку на мини-ЭВМ, такой угрозой стал ПК под Windows. Еще один пример — экспансия Web. Для таких компаний смена поколений была слишком сложной задачей. У нас такой проблемы не было никогда. Те, кто использовали наши инструменты, легко адаптировались к изменяющимся условиям. Таким образом мы обеспечили возможность выживания не только себе, но и нашим заказчикам и партнерам.
Если я правильно понимаю, появление в ваших предложениях продукта i.Know свидетельствует о продолжении эволюционного развития, когда растет объем работ, связанных с текстами и когда возросла роль систем, экстрагирующих информацию из данных. Идея извлечения знаний вам была всегда ближе, чем обработка транзакций, не так ли?
Действительно, коммерческие компании и госучреждения вложили и вкладывают огромные средства в сбор данных, неплохо было бы эти данные эффективно использовать, а для этого их следует перевести в информацию и знания. На наш взгляд, решение этой проблемы в том, чтобы снабдить необходимыми инструментами и технологиями разработчиков приложений. Технологии нельзя рассматривать отдельно от приложений, они эволюционируют совместно. Для меня отраднее всего наблюдать, как разработчики, увидев наши новые продукты, начинают прикидывать, как их можно использовать в своих приложениях. Мы наводим их на интересные идеи.
Ваш взгляд на проблему Big Data и перспективы компании в этом контексте?
Признаться, желание представить Big Data как совершенно новую концепцию вызывает у меня улыбку. Вызовом является не количество, а разнообразие данных, поступающих из разных источников, но для нас это не новость — мы никогда не были сторонниками разделения оперативной работы с данными и хранилищ данных. Подлинная задача заключается в объединении этих двух направлений, а также в необходимости работы с географически распределенными данными. Нужно объединять транзакционные системы с аналитическими. Для нас эта область представляется интересной и перспективной. Еще одна проблема связана со скоростью изменения в больших объемах данных, что отражает реальные свойства окружающего мира. Традиционные СУБД не задумывались в расчете на такую нагрузку. А сейчас акценты все больше смещаются в сторону систем реального времени, это могут быть системы управления энергоснабжением домов, биржевые системы, все что угодно. Вопрос не столько в размере данных, сколько в скорости принятия решений.
То есть меняется парадигма систем реального времени? Обычно в качестве таковых рассматривались технологические объекты с относительно небольшим объемом данных и высокой скоростью реакции, измеряемой миллисекундами или секундами. Сейчас в контур управления попадает человек, речь уже не идет о долях секунд, да и объемы иные...
Да, сегодня представление о реальном времени распространилось на множество сфер, где от оперативности принятия решений зависит многое. В бизнесе это борьба с конкурентами, в жизни это может быть спасение при чрезвычайных обстоятельствах. Прекрасный пример современной системы реального времени представляет продемонстрированная на этом симпозиуме полицейская система, позволяющая анализировать сведения о водителях и автомобилях.
Если пользователем является серьезный специалист, не полицейский или регистратор в больнице с их в общем-то тривиальными запросами, а доктор или какой-либо еще работник умственного труда, то необходимо учитывать его требования и возможности, возникает потребность в учете психологических и эргономических требований?
Это точно, нам приходится иметь дело с врачами. Должен сказать, это очень сложная категория людей, и нам приходится подстраиваться под их запросы. Если мы создаем системы, которые в конечном итоге востребованы ими, то мы приобретаем неоценимый опыт.