По мере того как прямая конкуренция на рынке устройств печати и расходных материалов становилась все ожесточеннее, производители начали искать новые сферы деятельности. В частности, они стали предлагать крупным клиентам услуги по управлению печатью (см., например, «HP печатает 'Вторую главу'», Computerworld Россия, № 22, 2003).
В нашей стране к передаче каких-либо бизнес-процессов в чужие руки относятся традиционно недоверчиво, поэтому спрос на аутсорсинг в области печати рос не слишком быстро. Так, в 2010 году аналитики IDC, изучив российский рынок услуг комплексного управления печатью (Managed Print Services, MPS), оценили его размер в 42 млн долл.
Как полагают в IDC, вследствие кризиса интерес к такого рода услугам усилился. Однако старший аналитик IDC Исмаил Белов признает: «Рынок MPS в России пока находится на самой начальной стадии, и в данный момент неясен общий тренд на среднесрочную перспективу, то есть будет ли он последовательно расти или в настоящий момент подвержен непредсказуемым колебаниям под влиянием множества разнонаправленных факторов». Но в целом Белов полагает, что в средней и долгосрочной перспективе прогноз положительный, ведь, помимо собственно платы за услуги по аутсорсингу, вендоры получают долгосрочные контракты на поставку оборудования, а также оригинальных расходных материалов и запасных частей.
Сергей Лысанов, руководитель российского подразделения услуг печати Hewlett-Packard, смотрит на это с гораздо большим оптимизмом: «Рынок услуг управления офисной печати растет в России очень энергичными темпами, характеризующимися двузначными процентами роста в год». Сергей Кантаржи, директор по прямым и корпоративным продажам Canon, не уверен, что можно говорить о стремительном росте этого рынка, однако считает, что он быстро меняется – «интереса у крупных компаний к таким услугам все больше и больше». И кризис этот интерес только подстегнул, поскольку позволяет, отдав на аутсорсинг «сторонние» бизнес-процессы, в том числе обслуживание систем печати, сфокусироваться на ключевых, приносящих доход.
По-другому видит динамику рынка MPS Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ «Xerox Россия». Он полагает, что рост этого рынка в нашей стране начался в 2005 году, когда интерес к аутсорсингу печати стали проявлять не только подразделения международных корпораций, но и отечественные компании. А вот в кризис его рост замедлился. Причина же в том, что сокращение издержек – это не единственный аргумент в пользу аутсорсинга, а в кризис другие движущие факторы (концентрация ИТ-служб на развитии основного бизнеса, прозрачность расходов и др.) отошли на второй план в условиях ощутимого падения оборотов и прибыли.
«Сегодня докризисная динамика восстановилась, – убежден Кузьмич, — хотя мы все еще говорим о начальной стадии развития этого рынка. Если взять весь объем расходов в корпоративном секторе на обеспечение офисной печати, стоимость расходных материалов, запчастей, работы инженеров, то, по нашим оценкам, доля аутсорсинговых контрактов составляет не более 5%. Учитывая динамику, мы ожидаем, что к 2013 году она вырастет до 15%».
Среди факторов, способствующих росту популярности аутсорсинга в области печати, как и аутсорсинга вообще, Кузьмич назвал благоприятный экономический климат, высокую конкуренцию и прозрачность бизнеса, которые заставляют потенциальных клиентов задумываться над оптимизацией бизнес-процессов.
Есть с внедрением MPS и проблемы как типичные для рынка аутсорсинга, так и специфические. Среди первых – упомянутое нежелание передавать процессы в чужие руки, сопротивление управленцев среднего звена (в том числе тех, кто непосредственно связан с закупкой и поддержкой работы копировально-множительного оборудования в организации), несовершенство законодательства. Кроме того, как отметил Сергей Лебедев, менеджер по обучению и поддержке партнеров представительства Oki, у нас «большинство малых и средних предприятий используют печатающие устройства на совместимых расходных материалах и не готовы рассматривать стоимость печати, которая получается на оригинальных расходных материалах». С другой стороны, считает Кузьмич, в нашей стране «наполнение и формат предоставления услуг тоже могут существенно отличаться; например, снижение стоимости отпечатка в реальности достигается за счет перезаправки картриджей или использования дешевых расходных материалов неизвестного происхождения».
«Лекарством» от этих проблем, как полагает Белов, может стать только развитие здоровой аутсорсинговой экосистемы и появление положительного пользовательского опыта. «Большинство руководителей начали осознавать истинную величину расходов организации на печать документов, а сам сервис печати постепенно начинает восприниматься как бизнес-процесс, который можно отдать в руки профессионалов и сэкономить на этом», — считает он.
Пока же проблемы не решены, к аутсорсингу систем печати прибегают в основном крупные структуры — представительства западных компаний, банки и финансовые организации, страховые, торговые, логистические и консалтинговые компании, предприятия телекоммуникационной, нефтегазовой, металлургической и энергетической отраслей.