Сергей Мацоцкий: «Облака означают централизацию, с одной стороны, и появление прямого канала доставки сервисов — с другой» |
Открывая форум, Александр Ложечкин, директор департамента стратегических технологий Microsoft в России, отметил динамику изменений, происходящих сегодня во всей цепочке движения программного обеспечения к потребителю: производитель — дистрибьютор — системный интегратор. Любая компания в облаках может стать глобальной, а свою задачу в этих условиях Microsoft, по словам Ложечкина, видит в создании пространства, которое разработчики наполнят содержанием.
Александр Прохоров, аналитик IDC, отметил сравнительно высокие темпы проникновения облаков на отечественные ИТ-пространство: прогнозируются 133% в 2011 году, 129% в 2012-м и 102% в 2013 году (30, 25 и 22% соответственно во всем мире в те же годы). Правда, объем облачных сервисов в абсолютном выражении в стране пока еще невелик — 200 млн долл. к 2012 году с ожидаемым ростом до 1,2 млрд к 2015-му, который будет стимулироваться ожиданием спада количества выпускников отечественных вузов к 2020 году (демографическая яма), а следовательно, и повышением стоимости ИТ-специалистов на фоне уже сегодня высокой цены ИТ-инфраструктуры. Сегодня можно говорить о смене модели покупатель-поставщик, при которой лишними звеньями становятся промежуточные партнеры между поставщиком и потребителем, а это означает, что всем ИТ-компаниям надо найти свое новое место под облаками.
Гвоздем форума стала дискуссия, посвященная стратегии совместной работы в облаках различных субъектов ИТ-рынка: руководители компаний «АйТи», «Монт» и IBS представили участникам собственные взгляды на будущее своих бизнесов в условиях глобальной трансформации индустрии программного обеспечения в эпоху облаков.
Тагир Яппаров, глава группы компаний «АйТи», отметил, что Россия находится на начальном этапе трансформации ИТ-рынка под влиянием облаков. «Сегодня меняется сама парадигма владения ПО, а инфраструктура его доставки достигла нужного уровня, обеспечивающего перенос без потери качества», — заявил он. Однако, по словам Яппарова, реального рынка облачных сервисов в России пока нет — сдерживающими факторами являются традиционная российская осторожность и акцент на вопросы безопасности. К тому же, несмотря на то что экономия на владение ПО для облачной парадигмы может составить 50-70%, сами проекты миграции в облака достаточно затратны.
Дмитрий Москалев, генеральный директор компании «Монт», напомнил участникам форума, что о «смерти» дистрибьюторов начали говорить еще в середине 90-х, когда появилась возможность скачивать ПО с сайтов. Частные облака на корпоративном рынке, по мнению Москалева, лишь очередной виток развития индустрии, а не смена парадигмы. Данному рынку всегда будут нужны знания, консалтинг, маркетинг приложений и гарантии — все это опять подразумевает услуги дистрибуции.
Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS, обратил внимание на то, что ИТ-рынок «под облаками» заметно оживился; например, предлагаемый сегодня многими сервис ЦОД — это особый бизнес по предоставлению помещений, энергии, тепла и холода, что почти не связано с собственно ИТ. Облака означают централизацию, с одной стороны, и появление прямого канала доставки сервисов — с другой: теперь клиент может напрямую получать услугу из облака без посредников. На поприще обработки Больших Данных также, по мнению Мацоцкого, опирающегося на мнение аналитиков из McKenzie, резко вырастет активность: большинство имеющихся сегодня приложений не приспособлены для работы в коммунальной облачной среде, а спрос на экспертов, по данным только в США, составит, также по оценке McKenzie, 400 тыс.
Что же участники дискуссии собираются делать в условиях облаков? В IBS в лице своего подразделения Luxoft, по словам Мацоцкого, на многие годы загружены заказами на разработку облачного ПО и перенос уже имеющихся приложений. «Монт» продолжит работать на поприще экспертизы, агрегации приложений, консолидации отношений и маркетинга облачных продуктов. «АйТи» намерена выполнять проекты по миграции имеющихся у заказчиков приложений в облака, а также разрабатывать новые приложения в расчете на облачную модель, предполагающую, в частности, новые требования к масштабированию.
На форуме было объявлено о расширении Microsoft предложений своих облачных решений для российских заказчиков и доступности платформы Windows Azure по условиям обновленной программы корпоративного лицензирования Enterprise Agreement. Первым заказчиком Windows Azure в рамках данной программы стала компания Softline.