«Действующие сейчас системы парковки чрезвычайно неэффективны с точки зрения управления использованием свободных мест, — посетовал Винод Сваминатан, директор IBM по интеллектуальным системам обеспечения перевозок. — Места для парковки должны рассматриваться как значительный источник дохода. Поставив управление таким выгодным ресурсом на интеллектуальную основу, можно добиться большей прибыли».
Собранные данные можно использовать и для других аналитических задач, например, для выработки наиболее эффективной схемы оплаты |
IBM предлагает новую систему совместно с недавно созданной компанией Streetline. Эта компания специализируется на создании дистанционных датчиков, которые позволяют определить, занято ли парковочое место. IBM со своей стороны разработала аналитическое программное обеспечение, работающее по принципу облачного сервиса, объединяющее данные с датчиков. Пользуясь результатами обработки данных, можно составить целостную картину использования парковочных мест в городе за определенный период.
Предложение IBM/Streetline — это яркий образец продукта для нового растущего рынка, который аналитики IDC называют рынком интеллектуальных систем (Intelligent Systems). Это объединенные в сети встроенные устройства, подключенные к базовой аналитической системе. По прогнозам IDC, оборот рынка встроенных систем в целом к 2015 году составит 2 трлн долл. Новое предложение также входит в семейство интегрированных систем поддержки городских и других перевозок Smarter Transportation.
Для Smarter Parking Starter Kit компания Streetline разработала два датчика, устанавливаемых на парковочном автомате. Один определяет, занято ли конкретное место, второй считывает внутренние данные автомата, определяя, оплачена ли парковка и каков в текущий момент процент оплаченного времени. Собранные данные передаются по беспроводной сети, через шлюз Интернет, и далее они поступают в сервис IBM.
Водители, ищущие место для парковки, могут воспользоваться этими данными с помощью бесплатного приложения Parker для мобильных телефонов, предлагаемого Streetline для платформы Android и для телефонов iPhone. Оно сообщает о наличии свободных мест неподалеку. Городские службы могут предоставлять эти данные для приложений третих сторон.
IBM использует свои программые средства бизнес-аналитики Cognos с целью анализа данных и формирования отчетов и статистических сводок для интерактивных панелей управления, которыми пользуются госструктуры. Уже подготовлен целый ряд форм отчетов. Отчеты для топ-миенеджеров представляют собой высокоуровневый обзор количества мест для парковки, имеющихся в городе. Другие отчеты позволяют оценить эффективность текущего использования парковок по тому, сколько процентов времени бывают задействованы парковочные автоматы. Предусмотрены и более детализированные отчеты, по которым можно оценить, как используются места в течение дня или где в городе парковочные места используются наиболее активно.
Собранные данные можно использовать и для других аналитических задач, например, для выработки наиболее эффективной схемы оплаты. В частности, можно прогнозировать спрос на места для парковки и обеспечить места вблизи от наиболее загруженных участков.
С помощью такой системы, по мнению Сваминатана, можно сделать передвижение по городу значительно удобнее. Компания провела своего рода предварительное исследование, опросив более 8 тыс. корреспондентов в 20 городах мира, в том числе в Чикаго, Лос-Анджелесе, Нью-Дели, Бангалоре, Найроби и Милане. Исследование показало, что где бы город ни располагался, какой бы национальности ни были его жители, невозможность припарковаться вызывает одинаковое раздражение. Так, например, только за последний год в среднем шесть из десяти водителей отказывались от попыток найти место для парковки и были вынуждены из-за этого пересматривать свои планы. Более чем четверти опрошенным приходилось участвовать в легких стычках с другими водителями за место на парковке.
Водители, упорно ищущие место для парковки, наносят урон и городу: по оценкам IBM, 30% городских пробок провоцируют те, кто ездит в поисках места для парковки. Сваминатан сослался на проводившееся в течение года исследование, которое показало, что в 15-м квартале Лос-Анджелеса водители наезжают до 950 тыс. лишних миль, выбрасывая в атмосферу 730 тонн двуокиси углерода.
Сваминатан не сообщил, во сколько Smarter Parking Starter Kit обойдется городским властям, заявив только, что компания открыта для взаимодействия и достижения расценок, приемлемых для всех участников. Он отметил, что система вполне может окупить себя за счет мониторинга и более эффективного управления местами для парковки. Кроме того, на ее основе впоследствии можно будет предлагать более развитые сервисы, например, предоставлять водителям возможность продлевать время парковки с помощью приложения для мобильного телефона.
IBM нашла себе партнера в лице компании Streetline с помощью программы SmartCamp. В рамках этой программы недавно созданные компании всего мира соревновались за право заключить партнерские отношения с IBM и предлагать свои технологии для ее инициативы Smarter Planet. Компания Streetline стала победителем этапа 2010 года, опередив 600 конкурентов.
«Streetline практически не имела источников финансирования, но у нее было очень надежное решение, — отметила Клаудиа Фан Мюнс, управляющий директор группы IBM Venture Capital. — Оно являло собой хороший пример того, как использование ИТ способно сделать жизнь людей лучше и проще».