Такие системы отличаются простотой, гибкостью и ориентацией на стандарты, что позволяет работать с данными, поступающими из множества источников, включая социальные сети. Главная, по мнению Gartner, тенденция на рынке — консьюмеризация инструментов бизнес-аналитики, означающая наличие интуитивного интерфейса, мобильных версий, простоту создания коллажей (mashup), высокую производительность обработки данных «на лету». Отмечая инертность традиционных игроков рынка BI, не спешащих пока навстречу конечным бизнес-пользователям, аналитики обращают внимание на появление новых компаний, идущих в русле с указанными тенденциями. Так, среди лидеров поставщиков платформ бизнес-аналитики в Gartner в начале нынешнего года поместили в свой магический квадрант компанию QlikTech с ее продуктом Business Discovery. 22 сентября компания провела в Москве в рамках своего мирового тура конференцию для российских пользователей.
Платформа QlikView призвана устранить разрыв между традиционными системами бизнес-анализа и офисными приложениями — конечные пользователи могут решать аналитические задачи (оценка продаж и эффективности маркетинговых программ, оптимизация сервисного обслуживания и т. п.) почти без помощи ИТ-специалистов, а развертывание решения осуществляется за несколько дней или недель. Открытость платформы QlikView Business Discovery позволяет организовать обмен данными с другими программными продуктами. Однако QlikView не претендует на решение всего спектра задач, связанных с бизнес-аналитикой.
«Наша система лучше других решает задачи консолидации оперативных данных, визуализации и простого поиска, — утверждает Винсент Петерс, вице-президент и региональный директор QlikTech по региону Бенилюкс, Восточная Европа, Россия. — Прогнозирование, очистка исторических данных и т. п. могут выполняться другими продуктами».
Консолидируя сведения из систем ERP или CRM, платформа QlikView предоставляет наглядные средства визуализации, позволяющие сразу оценить состояние анализируемого объекта, например узнать текущую заполненность склада или определить риски финансовых операций в конкретной отрасли, регионе и с конкретным клиентом. Обычно такие данные «размазаны» по множеству баз, поступают из нескольких источников, что затрудняет их комплексный анализ и формирует привычку воспринимать их разобщенно. Здесь уместны аналогии с кубиком Рубика или постраничным атласом — трудно собрать кубик, видя в каждый момент времени только его одну сторону, либо использовать атлас для прокладывания протяженного маршрута.
QlikView Business Discovery обрабатывает все данные в оперативной памяти сервера, позволяя быстро манипулировать с миллиардами записей, но, в отличие от традиционных систем бизнес-аналитики, QlikView устанавливает ассоциативные связи между данными разной природы, полученными из разных источников. Алексей Артеменко, региональный директор QlikTech в России и странах СНГ, отметил, что бизнес сегодня ждать не будет, и если ИТ-подразделение будет затягивать с предоставлением нужных отчетов, то в следующий раз к нему просто не обратятся. Это не значит, что вопрос отпадет сам по себе: просто данные будут выгружены в Excel и обработаны по старинке. Но для больших объемов разрозненных данных уже недостаточно возможнорстей электронных таблиц, представление информации в них крайне ненаглядно. Именно поэтому, например, компания «АльфаСтрахование» внедрила QlikView Business Discovery для работы с 500 млн записей по своим клиентам. Данной системой (для разработки приложения на ее основе потребовалось около четырех месяцев) сегодня пользуются сотрудники всех департаментов компании.
Одной из наиболее востребованных возможностей QlikView Business Discovery является «социальный бизнес-анализ» — объединение средств для коллективного обсуждения проблем и совместного поиска решений. Социальный бизнес-анализ позволяет вести такой поиск в рамках коллектива, объединяющего людей, так или иначе влияющих на подготовку решений. Например, объединение QlikView и Salesforce Chatter Connect облегчает взаимодействие с коллегами в рамках отдела или проектной команды, поддерживая обмен информацией с приложениями QlikView.
Все эти функции вместе с наличием полноценной версии для мобильных устройств и низкой стоимостью владения при относительно невысоких первоначальных вложениях (по некоторым оценкам, минимальная цена конфигурации составляет 5 тыс. долл.) делают платформу QlikView Business Discovery достаточно практичным решением.
Сегодня у QlikTech 21 тыс. клиентов в 100 странах. В России компания присутствует два года; здесь у нее имеется 100 заказчиков, среди которых компании «Копейка», «Л'Этуаль», группа компаний ПИК. Решения для клиентов продвигаются через 12 партнеров. В ближайшие два года планируется вдвое увеличить число партнеров и расширить спектр отраслевых применений QlikView Business Discovery.