Вполне вероятно, настанет день, когда процесс принятия бизнес-решений будет полностью автоматизирован.
Машины придут на смену менеджерам, которые сегодня при принятии решений полагаются в основном на внутренний инстинкт и опыт, отдавая одновременно дань сложившимся взаимоотношениям и финансовым стимулам.
Такую точку зрения высказал аналитик Gartner Найджел Райнер, уточнив, впрочем, что это его личное мнение, которое может не совпадать с официальной позицией компании.
Однако, послушав Райнера и почитав заголовки последних экономических новостей, у нас возник вопрос, действительно ли концепция принятия бизнес-решений машины полностью состоятельна?
Машины придут на смену менеджерам, которые при принятии решений полагаются в основном на внутренний инстинкт и опыт. Фото: Gartner Pictures |
Райнер не вдавался в политические вопросы, да и не должен был затрагивать их. За него это проделали руководители Gartner предупредив на конференции Symposium/ITxpo об опасности вторичного погружения экономики в состояние рецессии.
Зато Раайнером были процитированы результаты исследования положения дел в 350 крупных английских компаниях, свидетельствовавшие о том, что с 2002 года денежное вознаграждение руководителей организаций выросло в восемь раз, тогда как стоимость их компаний увеличилась лишь на 21%, а зарплата работников – на 27%.
«Такое положение дел порождает ряд резонных вопросов», – подчеркнул Райнер.
Одна из проблем связана с выплатой дополнительного вознаграждения за достигнутые результаты. Есть множество свидетельств того, что выплата бонусов высококвалифицированным сотрудникам снижает эффективность их работы.
«Похоже, принцип оплаты по результатам срабатывает далеко не всегда, – подчеркнул Рэйнер. – И здесь именно машины должны помочь поднять качество принимаемых людьми решений. В ближайшие 40 лет информационные технологии во многом будут развиваться именно в этом направлении, поскольку мы, люди, в силу своей природы, не отличаемся высокой эффективностью принимаемых решений».
Некоторые изменения будут обусловлены необходимостью. Сегодня бизнес перегружен информацией, и на смену идее централизованного хранилища данных приходит парадигма «коллективного» хранения, в соответствии с которой информация поступает на предприятия извне.
Куда ни кинь взгляд, прогнозное моделирование, машинные алгоритмические системы и компьютерная имитация оказываются лучше человека.
Возможно, это объясняется тем, что информация к людям поступает на когнитивной основе. Смотря вперед, человек находится под впечатлением того, что случилось в прошлом. В результате, вместо объективной и рациональной картины он видит то, что ему бы хотелось увидеть.
Даже в вопросах найма на работу у машин имеется преимущество.
Программное обеспечение управления талантами использует множество достоверных статистических оценок, полученных промышленными психологами. Эти оценки подтверждают, что наилучших результатов добиваются люди, работающие в компании в течение долгого времени. Они более продуктивны и лучше справляются с выполнением своих обязанностей.
ИТ, в понимании Райнера, формируют не только инструментальные панели, позволяющие бросить взгляд в прошлое, но и интеллектуальные бизнес-операции, превращающие бизнес в самоорганизующуюся систему, работающую в реальном времени и позволяющую лидерам сосредоточиться на инновациях в продуктах и услугах.
Отдельные компоненты этой технологии существуют уже сегодня. Учась управлять Большими Данными и развивающимися системами (примером такой системы является суперкомпьютер IBM Watson), компании готовят себя к проведению сложного комплексного анализа.
С наступлением эпохи машинного принятия решений, по мнению, Райнера связано лучшее будущее, которое будет характеризоваться открытой и сбалансированной экономической системой. К негативным же последствиям следует отнести ликвидацию многих рабочих мест и растущее социальное неравенство.