3D-устройства весьма хороши для красочной агитации, но основные надежды пока возлагаются не на них |
Рынок устройств визуализации данных всегда на виду — просто потому, что на виду по определению и сами эти устройства, и новшества, в них применяемые, будь то 3D-технологии или светодиодная подсветка.
Этот рынок можно разбить на три составляющие — мониторов, проекторов и информационных панелей. Первый рынок почти на порядок превосходит два других, вместе взятых. Однако именно его перспективы кажутся наиболее туманными в связи с ростом популярности мобильных устройств, в то время как проекторы и панели, понемногу дешевея, находят применение во все новых сферах.
Computerworld Россия опросил аналитиков, представителей ведущих вендоров, дистрибьюторов и интеграторов относительно нынешнего положения и динамики различных сегментов рынка устройств отображения информации.
Жертвы мобильности
Растущая популярность мобильных устройств (смартфонов, ноутбуков, нетбуков, а в последнее время и планшетов), вытесняющих ПК уже и из корпоративного сектора, отразилась на рынке мониторов даже сильнее, чем на рынке собственно настольных компьютеров. В кризис продажи мониторов очень сильно упали (по данным агентства ITResearch, на 35% в натуральном, до 4,75 млн штук, и на 52% — в денежном исчислении, до 950 млн долл.), рост же в 2010 году составил всего соответственно 19 и 20% (5,64 млн штук на сумму 1,14 млрд долл.).
Дальнейшие перспективы мониторного рынка тоже не очень радужны. Как отметил Сергей Мащенко, аналитик IDC по рынку мониторов в странах СНГ и Балтии, «монитор не попадает в список товаров первой необходимости, даже в рамках планирования бюджетов на ИТ», — компьютеры заменяют, когда их производительности начинает не хватать, а вот монитор способен пережить несколько поколений ПК. По его наблюдению, во многих организациях (в большинстве своем государственных) до сих пор используют ЭЛТ-мониторы. Похожая ситуация и с конечными пользователями.
В сложившейся ситуации, по его мнению, основных поводов для массовой замены старых мониторов на новые может быть два: обвал рубля, при котором люди скупают все подряд, пытаясь вложить обесценивающиеся деньги хоть во что-нибудь, и резкое падение цен на технологические новинки, как это произошло во времена появления относительно дешевых TFT-дисплеев.
При обвале рубля, скорее всего, мониторы тоже будут скупать не в первую очередь, что же до новаций, то, например, Павел Сурин, руководитель направления «Мониторы и ИБП» (департамент «Комплектующие, периферийное, цифровое оборудование, мобильные средства коммуникации») компании «Марвел», считает, что «все имеющиеся технологические решения уже были опробованы, при этом рыночный эффект от их применения с каждым разом уменьшался». Из таких незамеченных инноваций он отметил уменьшение времени отклика мониторов и светодиодную подсветку экрана, на которую в этом году поставили многие производители. Александр Фролов, продакт-менеджер представительства ViewSonic в России и странах СНГ, тоже полагает, что внедрение LED-технологии происходит достаточно плавно и не приводит к массовой, «срочной» замене ЖК-мониторов на устройства со светодиодной подсветкой. И вообще российский рынок мониторов уже практически вышел на уровень насыщения, повторяя путь развитых европейских стран.
По поводу самой громкой новации в визуальной области — 3D мнения разделились. Томас Шаде, вице-президент MMD, эксклюзивного дистрибьютора Philips в Европе, полагает, что «3D-приложения... вскоре смогут заставить потребителей по-новому взглянуть на тот контент, что они видят на экранах». Андрей Гусев, менеджер по мониторам компании MICS, тоже видит тенденцию увеличения спроса и предложения в сегменте 3D-мониторов. А Алексей Златин, глава представительства компании NEC Display Solutions, напротив, считает, что технологии получения объемной картинки еще несовершенны.
Вообще же 3D как рыночный фактор упоминался гораздо реже, чем этого можно было ожидать. Гораздо больше надежды (несмотря на вышеприведенные оговорки) возлагается на светодиодную подсветку. О ней вспомнили практически все опрошенные, хотя это все-таки скорее эволюционное, чем революционное новшество.
Размер имеет значение. И не только он
Что еще, кроме LED-подсветки, может дать шанс рынку мониторов? Елена Чернякова, начальник отдела маркетинга и рекламы NetLab, полагает, что «это значительное снижение цен на мониторы больших форматов 20-22». Шаде также надеется на голосование рублем — в условиях, когда цена монитора Full HD начального уровня диагональю 24 дюйма ниже, чем цена «просто» HD-монитора диагональю 19 дюймов три года назад, многие не устоят перед соблазном. Андрей Господынько, менеджер по стратегии продукта (ИТ-департамент LG Electronics), надеется, что пользователи оценят преимущества мониторов на базе технологии IPS и в массовом порядке заменят ими нынешние TN-устройства.
Андрей Гусев, менеджер компании MICS по продукции, насчет падения цен не уверен — увеличение диагонали экрана, внедрение более дорогих матриц и «трехмерность» отнюдь не бесплатны. Но свое слово могут сказать, например, мониторы со встроенным ТВ-тюнером — в связи с расширением территории вещания цифровых телеканалов. Или выполняющие функции док-станции для ноутбуков, считает Сурин.
А Екатерина Царева, директор департамента средств визуализации Acer в России, надеется на корпоративный рынок, который пока не ощущает потребности в массовом переходе с ПК на мобильные устройства. А значит, будет покупать мониторы. Правда, надо отметить, массовый корпоративный рынок требует устройств недорогих, так что рост если и будет, то в штуках, а не в деньгах.
Проекция будущего
Рынок проекторов в кризис также пострадал довольно существенно. В 2009 году, по данным ITResearch, продажи мультимедийных устройств уменьшились до 92,9 тыс. (на 36% по сравнению с 2008 годом), на сумму 103,7 млн долл. (–44%). В прошлом году 119 тыс. устройств (рост — 28%) на общую сумму 136 млн долл. (31%). Однако его перспективы видятся достаточно благоприятными. Царева полагает, что отечественный рынок в 2011 году достигнет 160-170 тыс. устройств, а к 2015 году, по ее словам, западные аналитики прогнозируют рост продаж до 900 тыс.
По поводу потребительского рынка, движущей силы многих ИТ-сегментов, существует определенный скептицизм. Фролов считает, что там "счет идет на штуки» и такое положение дел не изменится и в будущем, даже при снижении цен. Причина — размер квартир, в которых проживает большинство граждан, качество «массового» телевизионного сигнала, необходимость установки экрана, создания подобающей звуковой системы и т. д.
Что до корпоративного сектора, то, по словам Роберта О'Доннелла, вице-президента IDC, возглавляющего направление Clients and Displays, на развитых рынках проекторы в корпоративном секторе чрезвычайно популярны, например, ими оснащены большинство, если не все переговорные комнаты. И немалая часть спроса порождается необходимостью их замены по тем или иным причинам. По его мнению, на развивающихся рынках, таких как наш, аналогичная ситуация сложится уже достаточно скоро.
Другой возможный локомотив роста — пересмотр взгляда на проекторы как на устройство преимущественно для презентаций. Именно этот фактор, а не ценовой, по мнению Златина, сдерживает корпоративное применение проекторов. Из «относительно новых» применений этих устройств Златин назвал «стекирование» проекторов, позволяющее, используя, к примеру, четыре проектора, демонстрирующих на одном экране одно и то же изображение с яркостью 5 тыс. ANSI-люменов каждый, получить изображение яркостью в 20 тыс. ANSI-люменов, которое может дать гораздо более дорогое устройство. Короткофокусными 3D-проекторами, по его словам, в Европе массово оснащаются школы, а проекторы, способные воспроизводить изображение в соответствии с медицинским стандартом DICOM, находят свое применение в медицинских вузах, позволяя студентам в аудиториях следить в реальном времени за ходом операции, при этом картинка на экране позволяет с уверенностью передать все необходимые нюансы.
Разумеется, расширяющийся функционал инсталляционных проекторов – в частности возможность управления по сети, оборудование их встраиваемыми компьютерами или уже упомянутое «стекирование» — позволяет шире использовать проекторы как средства визуализации массовых мероприятий (концерты, спектакли, массовые праздничные шоу). И даже, по словам Евгения Джаксимова, продакт-менеджера по проекционной технике и бизнес-устройствам московского представительства компании Epson EMEA, - для создания объектов современного визуального искусства.
На «пользовательском» рынке тоже возможны перемены. Как считает Сурин, ультрамобильные проекторы на основе LED-подсветки, позволяющие просматривать презентации без использования компьютера или ноутбука, позволят устраивать мини-кинотеатры в любых условиях. «Подобные проекторы в ближайшее время сильно повлияют на рынок», — прогнозирует он.
Впрочем, Евгений Овчинников, вице-президент компании кампании Auvix, полагает, что конференц-залы и переговорные останутся в ближайшее время основными потребителями проекторов, хотя по мере удешевления они смогут занимать все новые ниши: уже сейчас они позволяют при сравнительно невысоких затратах и небольших помещениях реализовывать системы кинотеатрального уровня, вытесняя жидкокристаллические и плазменные панели.
Говоря о ценах, разумеется, надо держать в уме их очень большой разброс — в зависимости от сферы применения. Царева отметила, что уже сейчас в розницу можно приобрести приличный SVGA-проектор ее компании всего за 16-17 тыс. руб., а Роман Пыхов, директор отдела интеграции SmartServices, признав, что «хороший яркий проектор стоит огромных денег», добавил, что сейчас проектор HD ready в 15 тыс. люменов стоит около 600 тыс. руб, тогда как пару лет назад такие устройства обходились почти в 1 млн. руб.