Маной Саксена: «Продажи решений на базе Watson в ближайшие годы будут измеряться миллиардами» |
О его задачах и перспективах рассказывает Маной Саксена, генеральный менеджер IBM Watson Solutions.
- В каких индустриях планируется применять Watson?
Мы выделили несколько отраслей, требующих постоянной и очень интенсивной обработки потоков информации. Это медицина, страхование, банки, телекоммуникации. Первым было выбрано здравоохранение, в котором в свою очередь определено несколько областей, где будет применяться Watson, в частности диагностика ряда серьезных заболеваний, а также поддержка принятия решений о назначении лечения. По статистике в США один из пяти медицинских диагнозов оказывается неточным, ежегодно допускается 1,5 млн ошибок в назначении лекарств, при этом объемы медицинской информации удваиваются каждые пять лет. Так что здесь есть огромное поле для работы.
Следующие в очереди — финансовые сервисы. Однако в одной только медицине есть множество важных задач для Watson, поэтому мы некоторое время будем заниматься только ею.
- Не слишком ли дорога система для медицины?
На самом деле для разных задач будут применяться разные конфигурации Watson. В основе каждой из них те же самые технологии, что и в системе, которая победила в Jeopardy!, но в зависимости от конкретных задач будут предлагаться решения разного масштаба и мощности. В том числе Watson будет доступен как облачный сервис. Врачи смогут подсоединяться к системе с мобильных устройств, планшетных ПК, через системы электронных медицинских карт.
- Как будет различаться набор программного обеспечения Watson для разных отраслей?
Свой вариант Watson будет предлагаться для каждой отрасли и в рамках отрасли для разных клиентов, в зависимости от их требований, в том числе к безопасности и секретности. Неизменными, такими же, как у победителя Jeopardy!, будут базовые программные механизмы, аналитические средства, определенная часть контента, которая будет дополняться информацией, специфической для определенной отрасли, например медицинскими журналами.
В целом систему можно рассматривать как платформу с единым ядром, на базе которого реализуются программные «картриджи» для разных индустрий. Каждый из картриджей в свою очередь будет состоять из нескольких «ячеек», ориентированных на решение разных задач данной отрасли.
- Будут ли развиваться, обновляться технологии Watson?
IBM занималась разработкой Watson с 2006 года, и с началом нового этапа — коммерциализации системы — инвестиции в ее развитие получают новый импульс. Технологическое совершенствование Watson для отраслевого применения планируется по четырем основным направлениям. Во-первых, развитие программной платформы для реализации необходимых корпоративных сервисов. Второе направление — инструментальная поддержка включения новых типов контента и управления его жизненным циклом. Третье — развитие алгоритмов машинного обучения и логической обработки вопросов в реальном времени. Помимо расширения возможностей существующих алгоритмов, для охвата более широкого спектра информации будут добавляться алгоритмы для конкретных доменов, например новые алгоритмы и модели обучения для решения задач в онкологии. Четвертое направление инвестиций — создание отраслевых решений, которые будут опираться на платформу и новую логику.
Еще одна область — создание партнерской экосистемы вокруг Watson.
- Какие задачи отводятся партнерам?
Бизнес-партнерство — важнейший компонент стратегии коммерческого отраслевого продвижения Watson, перед партнерами ставится целый ряд задач. Во-первых, предоставление контента, специфичного для данного отраслевого домена, например медицинских библиотек. Другая категория партнеров реализует дополнительный набор компетенций, например по тестированию, по развертыванию системы. Третья область, где мы рассчитываем на партнеров, — это оптимизация аппаратной платформы, тюнинг системы хранения, сетевой инфраструктуры и других компонентов для эффективной работы вместе с Watson. И наконец, партнеры будут заниматься интеграцией системы с имеющимися у заказачика решениями, в частности с системами электронных медицинских карт.
- Есть ли уже примеры коммерческого применения Watson?
Мы анонсировали совместный проект с WellPoint, одной из крупнейших медицинских страховых компаний в США, чьими клиентами являются 34 млн человек. Они планируют использовать Watson для повышения эффективности работы и принятия решений врачей и медицинского персонала. Сейчас проект находится на пилотном этапе, его полномасштабная реализация запланирована на 2012 год.
Watson позволит анализировать и сопоставлять истории болезней пациентов и членов их семей с текущими симптомами и на основе этой информации диагностировать заболевание. Хочу только подчеркнуть: Watson — очень мощный инструмент, но не стоит думать, что он заменит врача в постановке диагноза. Он только поможет ему сделать это наиболее точно.
- Как вы в целом оцениваете перспективы коммерческого продвижения Watson?
Надо понимать, что Watson реализует совершенно новый тип компьютинга. Все предыдущие несколько десятилетий истории компьютеров они использовались как гигантские калькуляторы, работая исключительно со структурированными данными в рамках заранее определенных процессов. Watson — система, которая выполняет вероятностные приложения, она способна понимать высказывания на естественном языке, анализировать их семантику, приходить к заключениям и обучаться.
Это открывает колоссальные перспективы. Известно, что подавляющее большинство накопленных в последние годы данных существуют в неструктурированных форматах. Это врачебные записи, обновления в Twitter, высказывания в Facebook, отзывы на Amazon.com, блоги, статьи и т. д. Но большинство современных ИТ-систем не способны работать с неструктурированными данными, они не понимают естественный язык. Таким образом, огромные объемы информации остаются бесполезными для бизнеса, и это может иметь для него фатальные последствия. Сегодня возможность анализировать, например, отклики о продукции в социальных сетях позволяет производителю более эффективно планировать новые разработки.
Приведу пример. Предположим, вы в течение двух недель проводите маркетинговую кампанию в Интернете. По окончании традиционная аналитическая система покажет вам, сколько пользователей открыло вашу рассылку, прочитало ее, сколько кликнуло на соответствующую ссылку, то есть выдаст множество не очень информативных данных. Теперь представим себе, что вы спросили Watson о результатах кампании. Система посмотрит в Сети, что происходит на Amazon.com, какие отзывы там оставляют, каковы отклики на вашу продукцию в Facebook, и дополнит анализом этих высказываний данные, полученные в структурированном формате. Это даст производителю гораздо более полную картину отношения к его продукции. При этом Watson предоставляет информацию, почему и на основе каких источников получен тот или иной ответ, позволяя влиять на процесс поиска ответов, расширять охват анализируемых источников и т. д.
Сегодня в ИТ происходит большой сдвиг — от работы только со структурированными данными к объединению структурированных и неструктурированных и их анализу для принятия бизнесом эффективных решений. И в связи с этим система Watson должна быть очень востребована.
Кроме того, мы рассматриваем Watson как возможность открывать новые рынки, новые области для развития существующих продуктов и технологий IBM, которые будут взаимодействовать с системой. В этом смысле Watson сыграет для IBM и ИТ-индустрии в целом ту же роль, что наша System/360 в 60-е годы. Так, для обработки информации в Watson необходимы технологии работы с Большими Данными. Watson — очень важный потребитель и средство коммерциализации Больших Данных, своего рода мост для передачи соответствующих технологий в определенные отрасли. Мы также постоянно контактируем с подразделениями IBM, которые занимаются развитием программного обеспечения бизнес-аналитики. Например, средства прогнозной аналитики системы SPSS используются некоторыми алгоритмами ядра Watson.
Уверен, коммерческие решения на базе Watson станут одним из самых быстрорастущих направлений бизнеса IBM, и наши продажи в ближайшие пять–семь лет достигнут нескольких миллиардов долларов.