Координационный центр национального домена сети Интернет отчитался о результатах введения в действие первого российского кириллического домена. РФ, который был открыт для всеобщей регистрации в прошлом году 11 ноября. Самое большее количество доменов было зарегистрировано в первый месяц — более 596 тыс., причем только в первый день было подано заявок на 207 648 доменов. За весь остальной год зарегистрировано меньше заявок — их на 11 ноября 2011 года 925 803 штук. Однако делегировано за год было 625 477 доменов, что составляет долю в 68%. А в первый месяц было удовлетворено только 45% поданных заявок.
Такого резкого старта не ожидал никто — самый оптимистичный прогноз был всего 150 тыс., хотя информационную систему рассчитывали на 400 тыс. заявок ежедневно. Впрочем, в первый день регистрировались заявки, которые регистраторы до этого собирали около полугода — все заявки подавались роботами регистраторов. Поэтому ажиотаж спал достаточно быстро, и в последний месяц уже было зарегистрировано около 16,5 тыс. доменов — показатель, аналогичный динамике зоны. RU. Минимальное же значение месячной регистрации оказалось в сентябре, когда было зарегистрировано 14 тыс. доменов.
Чтобы отделить ажиотаж от реальной потребности в новых доменах, Андрей Колесников, директор Координационного центра, привел данные по доле повторных регистраций. Дело в том, что домен регистрируется на год, и если его не продлевают через это время, то, значит, первичная заявка была сделана «про запас». Доля повторных регистраций доменов первого дня составляет 61%, а первого месяца — 46,5%. Компания Reg.ru провела также исследование, в котором изучила спрос пользователей на получение имени в зоне .РФ. Получилось, что 21% доменов используется или планируется использовать для решения бизнес-задач, а еще 23% — для персональных потребностей. Доля регистраций с целью последующей перепродажи была названа в 8%. Это при том, что смена администратора домена в первый год вообще была запрещена.
В Reg.ru также выяснили, что считается главными преимуществами адреса .РФ по сравнению с .RU. Оказалось, что основным достоинством кириллического домена является запоминаемость адреса (24% опрошенных оператором респондентов). Кроме того, еще 13% считают русскоязычный домен более удобным, и еще 12% предпочитают кириллицу латинице. Для маркетинговых коммуникаций в России кириллический домен тоже более удобен, поскольку обеспечивает запоминаемость адреса и имеет полное соответствие адреса бренду. Это позволяет более эффективно использовать такие имена в рекламных целях.
Впрочем, сейчас доля работающих сайтов в домене .РФ меньше (25,4% регистрируемых), чем в .RU (56,7%), также в .РФ больше процент переадресаций на другие доменные зоны — 9,6% против 4,2% в .RU. Это говорит о том, что зона только начинает осваиваться разработчиками сайтов и процесс еще не завершен. В зоне .RU среднее время жизни одного домена составляет три года. Эксперты считают, что для зоны .РФ показатель должен быть примерно таким же. Скорее всего, ближе к трехгодичному сроку статистика по сайтам в этих зонах сравняется.
Следует отметить, что 11 ноября 2011 года введены в действие новые правила регистрации доменов — универсальные для зон .РФ и .RU. Их особенностью является отказ от подтверждения личности администратора домена по фотографии паспорта и переход на более современную технологию подтверждения номера телефона, с помощью SMS. Кроме того, в новых правилах есть пункты о защите от мошенничества. Они, в частности, позволяют приостановить делегирование домена в случае, если он используется для фишинга, создания зомби-сети или распространения детской порнографии. Сам координационный центр не будет выступать экспертом по оценке цели использования домена — для этого планируется сформировать институт экспертных центров по данным вопросам. Правила аккредитации будут разрабатывать в течение года совместно с правоохранительными органами. Кроме того, в новых правилах сняты ограничения для домена .РФ по смене администраторов доменов и запрету делегирования для нерезидентов Российской Федерации.
Сайты в кириллическом домене чаще покупают «впрок» или переадресуют посетителя с них на другие сайты. Возможно, нововведения в правилах делегирования доменов изменят эту ситуацию.
Зона | .РФ | .RU |
---|---|---|
Работающие сайты | 25,4% | 56,7% |
Переадресация | 9,6% | 4,2% |
Ошибка | 13,0% | 16,1% |
Нет IP-адреса | 19,5% | 11,9% |
Не делегировано | 32,5% | 11,1% |
Источник: Координационный центр национального домена сети Интернет, ноябрь 2011.