Андрей Заварзин: «Заниматься обеспечением качества данных выгоднее, чем не заниматься вовсе» |
Потребности в бизнес-анализе среди российских компаний растут – это обусловлено экономическими стрессами, когда последствия от принятия того или иного решения оказываются намного серьезнее, чем в «мирное время». Кроме того, объем «сырых» данных из учетных систем увеличивается, что требует изменения точки зрения на то, как должны взаимодействовать BI-системы с этими данными.
При этом от сотрудников ИТ-департаментов требуется не только способность оперативно собирать, интерпретировать и предоставлять информацию. Эти специалисты должны также хорошо понимать, как их работа влияет на бизнес в целом. Именно поэтому определение качества данных и оптимизация процедур их обработки выходят на первый план. Этим проблемам была посвящена основная часть конференции IDC BI Roadshow 2011.
Рынок BI в 2010 году достиг 26 млрд долл., и прогноз его роста на 2011-2015 годы составляет 7%. Как заявил Тимур Фарукшин, директор по консалтингу IDC в России, для столь масштабного и зрелого рынка это существенная динамика.
Главными тенденциями рынка с технологической точки зрения становятся мобильность и резидентные вычисления, повышающие доступность информации и оперативность ее обработки. С пользовательской же точки зрения можно выделить продолжающуюся консьюмеризацию ИТ-систем, выражающуюся в упрощении интерфейсов и простоте их внедрения, а также повышение приоритетности анализа неструктурированной информации.
Причины внедрения средств бизнес-анализа практически те же, по которым внедряются и другие ИТ-решения – это сокращение издержек, удержание клиентов, оптимизация бизнес-процессов и т.п. Ключевое отличие заключается в том, что эти цели достигаются значительно чаще, чем при реализации других проектов, причем нередко даже тогда, когда на них не особо рассчитывают. Это позволяет ИТ-руководству защищать дальнейшие инвестиции в BI.
Среди главных препятствий, помимо традиционных апелляций к стоимости и длительности проектов, а также квалификации пользователей, можно выделить сложность интеграции данных и их низкое качество – факторы, появившиеся среди признанных проблем совсем недавно.
«Хотя ИТ-директора и думают о бизнесе, решения принимают все-таки не они», — подчеркивает Кирилл Лядов, руководитель центра BI банка «Хоум Кредит». Одна из важнейших задач ИТ заключается в обеспечении бизнеса информацией для принятия решений. Поэтому к информации следует относиться как к активу, а процессы ее формирования и обеспечения качества по важности ничем не отличаются от ключевых бизнес-процессов.
Тем не менее, востребованность специалистов в области управления данными пока крайне невелика. «Задав себе вопрос, существует ли профессия управленца информацией, ответа пока не нахожу», — констатирует Лядов.
Как подчеркнул Андрей Заварзин, директор по процессам BI «Альфа-Банка», интеграция систем – важный инструмент обеспечения качества управленческой информации, однако даже идеальная интеграция не будет эффективной при игнорировании аспектов качества данных. Согласно оценкам Gartner, из-за плохого качества данных компании теряют в среднем 8 млн долл. в год – потери могут составлять от 15% до 40% бюджета компании. Сумма достаточно серьезная, чтобы задуматься об инвестициях в качество данных; фактически заниматься качеством выгоднее, чем не заниматься вовсе.
«В нашем банке проводились консультации по оценке уровня потерь от некачественных данных. В их рамках вышеприведенные оценки не были опровергнуты», — признает Заварзин. Вероятно, именно поэтому банк и согласился нести постоянные расходы на содержание подразделения по качеству данных.
При этом важно помнить, что качество данных имеет тенденцию к снижению. К нему вполне применимо правило, которое кэрролловская Алиса узнала, попав в Зазеркалье: «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Отсутствие доверия к данным лишает организацию должного стратегического управления и снижает операционную эффективность. Для их поддержания в заданном состоянии необходимы постоянные усилия.
Стоимость решений | 44% |
Сложность интеграции данных | 42% |
Длительность проектов | 34% |
Квалификация пользователей | 30% |
Качество данных | 27% |
Среди главных препятствий, помимо традиционных апелляций к стоимости и длительности проектов, а также квалификации пользователей, аналитики IDC выделяют новые факторы - сложность интеграции данных и их низкое качество.
Источник: IDC, 2011