Кирилл Петров: «Когда российский рынок станет намного больше, можно будет на него вернуться» |
Отчасти это можно объяснить не оправдавшимися ожиданиями относительно роста продаж в России. Однако главная причина, скорее всего, в том, что отечественные компании увидели возможности для бизнеса в других странах.
В предыдущие годы аналогичные конференции начинались с двух-трех докладов, в которых отражались все изменения, произошедшие за год в России. Отечественный рынок VAS анализировался детально, вплоть до незначительных по размеру сегментов. Емкость рынка дополнительных услуг увеличивалась ежегодно сначала на десятки, а затем на сотни миллионов долларов. Руководители компаний были очень довольны таким приростом. В нынешнем году у них не только не возникло повода для радости, но и проявились запросы, которые не мог бы удовлетворить даже значительный рост российского рынка.
Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free Innovations (подразделение компании-разработчика дополнительных мобильных услуг и мобильного контента i-Free, специализирующееся на работу с венчурными проектами, разработке новых технологических решений и т. д.), в прежние годы открывавший конференцию детальным анализом местного рынка, на этот раз больше говорил о мировых тенденциях, советовал мыслить глобально и активнее продвигать свои услуги и разработки за рубежом. По его словам, потом, когда российский рынок станет намного больше, можно будет вернуться.
Операторы жмут на тормоза
Ситуацию в России Петров охарактеризовал лишь несколькими словами и фактически одним показателем: по данным i-Free, продажи мобильного контента в России по итогам 2011 года составят примерно 1,3 млрд долл. Столько же было годом ранее. Следовательно, прогнозируемого на прошлой конференции 50-процентного роста рынка, а также наступления «новой эпохи VAS» не произошло. По мнению Надежды Анциферовой, председателя Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента, российский рынок мобильного контента все же увеличится и достигнет 1,6 млрд долл. Она считает, что i-Free недооценивает продажи, которые будут в четвертом квартале. Впрочем, даже в этом случае до упомянутых 50% очень далеко.
Ожидаемые кардинальные изменения были связаны с развитием сетей 3G и резким увеличением количества владельцев смартфонов. Стремительный рост трафика мобильного Интернета должен был привести к такому же подъему на рынке мобильного контента. Использовать мобильные устройства для доступа в Глобальную сеть россияне действительно стали намного интенсивнее. По предварительным оценкам, трафик мобильного Интернета в 2011 году увеличится более чем вдвое. Однако контент-провайдеры от этого роста почти ничего не выиграли.
По комментариям докладчиков можно предположить, что в отсутствии ожидаемого роста виноваты, в частности, сотовые операторы, они не хотят терять контроль над рынком VAS. В экономически развитых странах соперничество между телекомом и Интернетом уже закончилось победой Интернета. Это значит, что сотовые операторы обеспечивают только доступ в Глобальную сеть с мобильных устройств, а все другие дополнительные услуги предоставляются без согласования с ними. Даже голосовой трафик все больше уходит в Сеть.
В России позиции традиционного телекома еще сильны. В частности, все операторы сотовой связи за последний году ужесточили свою политику по отношению к контент-провайдерам, которым для сохранения уровня доходов пришлось создавать альянсы.
И все же перспективы у отечественного рынка мобильного контента по-прежнему хорошие. К примеру, Петров считает, что на него может позитивно повлиять вступление в силу уже принятого закона о национальной платежной системе. К тому же Интернет рано или поздно победит и в России. Однако ждать местным разработчикам этого совсем не обязательно.
Игра стоит свеч
За последние годы выяснилось, что за рубежом на незатейливой игрушке для мобильных устройств можно заработать на порядок больше, чем на серьезном программном продукте, который популярен только среди россиян. Успешных историй вывода своих решений на зарубежные рынки уже немало. Продажи российских компаний в интернет-магазинах приложений для мобильных устройств по итогам 2011 года, согласно данным i-Free, превысят 80 млн долл.
Евгений Косолапов, директор азиатского отделения i-Free, считает, что в мире есть два основных рынка — США и Китай. Россия на мировом рынке VAS пока остается периферией, а Западная Европа представляет собой что-то среднее.
Если американский рынок наши компании уже неплохо знают, то китайский является для большинства из них совершенно неизведанным. Восполнить недостаток информации постарались организаторы конференции. О рынке Китая, кроме Косолапова, рассказал Дэвид Сонг, сооснователь Great Wall Club.
У китайского рынка, конечно, есть серьезные недостатки. Это прежде всего относительно невысокая популярность мобильных устройств Apple и очень высокий уровень пиратства. В Китае клон популярного программного решения часто появляется в течение месяца. Однако эти недостатки с лихвой компенсируются размером рынка.
«В Китае почти миллиард мобильных устройств, из которых 110 млн — смартфоны, а мобильным Интернетом пользуется 233 млн человек», — заявил Сонг.
Компания i-Free еще пять лет назад оценила возможности бизнеса на китайском рынке и создала в Пекине свое представительство. С 2011 года инвестиции в развитие i-Free China значительно увеличились. По мнению Косолапова, в Китае могут добиться успеха даже маленькие российские компании, если найдут хорошего местного партнера.
Еще один крупный и тоже загадочный рынок — Япония. О нем на конференции рассказал Кей Шимада, основатель и генеральный директор компании Infinita. В Японии намного меньше жителей, чем в Китае пользователей мобильного Интернета — около 130 млн человек. Однако при этом 110 млн абонентов являются подписчиками мобильных приложений. По словам Шимады, японский рынок может оказаться закрытым, а может — открытым: каким его увидит конкретная компания, зависит от того, как и с кем из партнеров на него выходить.
После такой рекламы крупнейших азиатских рынков Анастасии Лаутербах, старшему вице-президенту по глобальным операциям Qualcomm в Европе, даже пришлось напомнить, что и европейский рынок мобильных приложений еще интересен. «Для нас российский рынок тоже важен, поскольку на нем ожидается бурный рост трафика 3G, продаж смартфонов и планшетов», — сказала она.
В России счет используемых смартфонов идет пока на миллионы. При этом из всех продаваемых мобильных телефонов на них приходится только 19%. В отличие от экономически развитых стран, где смартфоны активно приобретают люди старше 40-45 лет, в России они популярны только у молодежи. Таким образом, аргументы в пользу более активного продвижения за рубежом, представленные на VIII Mobile VAS Conference, оказались достаточно убедительными.