Стив Смит: "Может показаться, что стратегия мультиканальности, интернет-продажи в регионах, обеспечение прозрачности цепочки поставок – все это далеко от России, но вас это затронет раньше, чем вы думаете» |
Влияние информационных технологий на бизнес мировых логистических операторов растет несмотря на кризис. О глобальных тенденциях на рынке логистики и в управлении цепочками поставок, роли ИТ в их поддержке рассказал 29 ноября Стив Смит, вице-президент компании Manhattan Associates.
Российский рынок, по его словам, отстает от мирового. Тогда как за рубежом логистические компании давно отработали технологии и бизнес-процессы, в нашей стране логистика начала активно развиваться только за три-четыре года до кризиса – росло количество операторов (отечественных и транснациональных), появились глобальные логистические сети, часто связанные с приходом на российский рынок ретейлеров мирового уровня, компании-дистрибьюторы начали мигрировать в логистический бизнес. Игроки этого рынка начали переосмысливать свою роль и роль информационных технологий в поддержке их деятельности, переходя на новый уровень автоматизации, внедряя системы управления складом (Warehouse Management System, WMS). Смит считает, что сегодня рынок логистики насыщен, конкуренция велика, и компаниям просто необходимо осваивать новые рынки, предлагать новые услуги потребителю и информацию в режиме реального времени.
Кризис существенно повлиял на мировой рынок. «Стало очевидно, что крупные бренды, малые компании и дискаунтеры остаются прибыльными. Проблемы возникают у среднего бизнеса, а на него приходится 90% розничных мировых продаж, — заявил Смит. – Меняются и предпочтения потребителей, они покупают только товары первой необходимости, и доля продуктов в корзине возрастает. При этом растут интернет-продажи».
Базовое отличие рынков в России и за рубежом, по его мнению, в том, что в России «все только начинается» и есть все возможности «перепрыгнуть старые технологии», сразу внедрив новейшие. Зарубежным компаниям в этом отношении сложнее; например, Tesco, крупнейшая в Великобритании розничная сеть, использует системы управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) с 70-х годов, решение эволюционировало, сложилось, отработано, интегрировано, и отказаться от него не так просто.
Одним из основных направлений развития технологий в мире, по мнению Смита, является их клиентоориентированность, а значит, мультиканальность. По оценкам Смита, за последние пять лет многие из компаний, которые не приняли мультиканальной стратегии, закрылись, и в ближайшие два года эта тенденция продолжится. Он считает, что нельзя недооценивать интернет-продажи, так как если пять лет назад такие каналы медленно развивались, то сегодня их скорость роста превышает рост всех остальных, они более дешевы и обеспечивают операционную прибыль. Например, в Англии около 60% всех подарков приобретается онлайн. «Интернет-продажи – 'убийцы' традиционных магазинов. В Англии около 40% магазинов на периферии закрылись, остаются только статусные в центре городов. Много говорили о провале «доткомов», но практика показывает, что этот сектор растет быстрее, чем продавцы успевают на этот рост отреагировать», — заявил Смит. При этом он отметил, что у интернет-продаж есть одна проблема – они непредсказуемы, и нужно сделать видимым наличие товара во всей цепочке поставок — запасы на складах, предназначенные для продвижения по разным каналам, товары в пути. Такую ясность можно обеспечить только за счет соответствующих информационных технологий.
Многие продавцы имеют отдельные места на складах для поставок в магазины, для интернет-продаж, продаж по каталогам и международных. Это разные запасы одних и тех же товаров для продвижения по разным каналам, и перемещать запасы между каналами нельзя. Традиционно и в решениях по управлению поставками эти каналы продаж разделены. «Мы же относимся к разным каналам как к взаимодополняющим компонентам, и физическое разделение пытаемся перевести в логическое. Мы уже практически все построили, в карту решений заложено много разных алгоритмов», — поясняет Смит. Такой комплексный подход в Manhattan Associates используют на протяжении всего пяти–семи лет. За последние пять лет компания вложила 250 млн долл. в разработку и развитие портфеля продуктов для управления цепочкой поставок, который позволяет решать задачи мультиканальных операторов, в том числе связанные с прогнозированием (а в условиях мультиканальности оно особенно сложно) и оптимизацией запасов. Запасы обеспечивают доступность товаров, но иметь большие запасы дорого. Оптимизация запасов – еще один стимул развития ИТ-систем в логистике. Основная идея оптимизации, заложенная в решениях компании, состоит в использовании единой бизнес-модели, единого представления бизнес-объектов во всех продуктах.
Еще одна тенденция в логистике, упомянутая Смитом и требующая, по его мнению, соответствующей поддержки со стороны ИТ, – обеспечение возможности заказать в интернет-магазине непрофильные товары.
В нашей стране внедрением систем Manhattan Associates с 2005 года занимается компания «Корус Консалтинг». Александр Рахманов, директор направления «Логистика» компании «Корус Консалтинг», отметил, что в России ведется в основном автоматизация складской деятельности, включая интеграцию с ERP-системами (для производителей – с их собственными, а для логистических операторов – с системами клиентов) и оборудованием, используемыми для уменьшения доли ручного труда. В качестве исключения он привел пример компании «Спортмастер», которая выстроила информационный обмен внутри компании и с компаниями-поставщиками. Товар виден в системе от заказа производителю до магазина. Отслеживается каждое конкретное логистическое место, с помощью этикеток ведется каждая конкретная операция, и приемка товара на складе ограничивается считыванием кода с палеты, взвешиванием ее на контрольных весах и размещением, а не перебором всего, что там лежит. Это занимает не 30 минут, а 30 секунд, что повышает эффективность операций на складе.
Основным конкурентом продуктов компании на российском рынке до кризиса была система Infor WM, но после прекращения i2 своей деятельности среди конкурентов остались только локальные игроки и SAP. «Наше предложение дороже по цене покупки, но практика показала, что совокупная стоимость владения за несколько лет оказывается ниже, чем у российских систем. Данное решение позволяет заказчику самому дорабатывать систему под свои нужды (система тщательно документирована), и инвестиции в последующие три года значительно ниже, чем при владении российскими продуктами», — утверждает Рахманов. С помощью решения можно запустить новые процессы. Например, сейчас в России еще слабо развита возвратная логистика в случае, если товар не подошел. Как полагает Рахманов, логистические решения будут востребованы российскими логистическими операторами уже в ближайшее время.