Стелла Черняк: «Под консьюмеризацией ИТ мы в Microsoft подразумеваем, что решение о том, с каким устройством работать, переходит к пользователю» |
В начале декабря компания Microsoft организовала круглый стол, посвященный одному из самых актуальных процессов на сегодняшний день – активному проникновению в ИТ-инфраструктуру предприятий мобильных устройств. В обсуждении приняли участие Стелла Черняк, директор компании Microsoft по продукту Windows в корпоративном сегменте, Наталья Горина, директор по аналитике и консалтингу компании Market-Visio Russia, которая представляет в России аналитическое агентство Gartner, а также Константин Юнов, директор по ИТ компании «Мегафон», и Антон Куранда, директор департамента офисных систем и телекоммуникаций компании «Объединенная система моментальных платежей», работающей на рынке под брендом Qiwi. Последние представляли, так сказать, «заинтересованную сторону» и поделились своим опытом интеграции мобильных устройств в ИТ-инфраструктуру своих компаний.
По признанию Черняк, термин «консьюмеризация» далеко не нов. Примером такой консьюмеризации могут служить фотокамеры и ноутбуки, превратившиеся из профессиональных устройств в пользовательские. Сейчас то же самое происходит с другими мобильными устройствами и в первую очередь, с планшетами и смартфонами. Этот процесс влияет не только на изменение ИТ-инфраструктуры предприятия, но и на самих пользователей, в частности, Черняк отметила стирание границы между личным и рабочим временем сотрудников, что приводит к постоянной вовлеченности их в рабочий процесс. При этом пользователь зачастую сам решает, как ему управлять своими ресурсами, в том числе и временными, добавила к этому Горина.
Безусловно, консьюмеризация ИТ пока больше развита на Западе, но и российские компании уже активно вовлечены в этот процесс, считает Горина. В качестве примера она сослалась на ряд опросов, которые Gartner провела среди ИТ-директоров. Так, четверть опрошенных утверждает, что в 2011 году уже более 30% сотрудников пользовались мобильными устройствами для решения рабочих задач, и еще 44% считают, что это произойдет в ближайшие два-три года. Кроме того, по данным аналитиков, практически в половине российских компаний перед ИТ-службами стоит задача интеграции мобильных устройств в рабочую инфраструктуру, а 22% компаний уже ввели централизованные стратегии в области мобильного бизнеса. При этом, по ее словам, российских ИТ-директоров очень беспокоит, насколько управляемыми останутся их информационные системы в новых условиях и не вызовет ли это роста расходов в расчете на одного пользователя.
Вопрос, а нужно ли компаниям адаптироваться к новым условиям, по словам Черняк, является вполне закономерным. В Microsoft считают, что нужно: каждой компании придется об этом задуматься рано или поздно, поскольку это вопрос сохранения конкурентоспособности. Что касается основных задач, которые в этой связи встают перед ИТ-службами, то в первую очередь это, безусловно, вопрос защиты данных, а также создание условий для полной поддержки мобильных устройств, которые сотрудник приносит с собой.
О собственном опыте интеграции мобильных устройств в инфраструктуру рассказал Андрей Дробот, глава ИТ-службы компании Microsoft в России. По его словам, было принято решение о разделении всех мобильных устройств на четыре группы. В первую вошли устройства, которые выдаются как стандартное оборудование сотрудникам и прошли полное тестирование, во вторую — рекомендованное оборудование, прошедшее частичное тестирование в ИТ-службе, в третью – не рекомендованное для использования оборудование и в четвертую — запрещенное оборудование, которое не пускается в корпоративную сеть ни при каких условиях. Дробот также подчеркнул, что разрешение сотруднику пользоваться в сети предприятия удобным и привычным лично ему устройством повышает эффективность его работы.
С этой позицией согласились и присутствовавшие на круглом столе представители ИТ-служб других компаний. Так, Юнов рассказал, что в «Мегафоне» ведется похожая политика. «Естественно, есть не рекомендованные устройства, но основные, и в первую очередь, iPhone и iPad, поддерживаются; с точки зрения бизнеса гораздо проще дать возможность использовать устройства, чем запрещать их», — высказался Юнов. С ним согласился и Куранда, добавивший, что по его опыту, доля «проблемных» устройств не превышает 1-2%, и это не вызывает серьезных неудобств для сотрудников компании.