Анатолий Шкред приветствует поправки в законодательство, регулирующие использование дистанционных образовательных технологий, хотя и считает, что их недостаточно |
Одобренные поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профобразовании» направлены на совершенствование правового регулирования использования современных информационно-телекоммуникационных технологий в системе образования. Законопроектом вводятся такие новые понятия, как «информационная образовательная среда» и «электронное обучение», под которым подразумевается реализация образовательных программ частично или полностью с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) по новому законопроекту будут реализовываться с применением информационных и коммуникационных технологий при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Законопроект устанавливает возможность использования электронного обучения при реализации всех образовательных программ и при всех существующих формах получения образования — среднем, высшем, дополнительном.
Кроме того, содержание федеральных государственных образовательных стандартов будет дополнено за счет включения в них требования о создании условий, обеспечивающих использование электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий.
Эксперты в образовании неоднократно отмечали, что Россия существенно отстает от высокоразвитых стран в использовании современных образовательных технологий, включая электронное обучение. По мнению Елены Тихомировой, генерального директора компании «Центр eLearning» и основателя сообщества eLearning PRO, этот законопроект надо было принимать еще десять лет назад — ровно столько времени велась работа, чтобы этот закон был принят.
«Упущено очень много времени, весь этот период дистанционное обучение было незаконным. То есть оно было возможным, но при этом отсутствовали какие-либо регламентирующие документы. Для людей, которые не хотят активно заниматься внедрением дистанционного обучения, это стало очень хорошим оправданием, — считает Тихомирова. — Во всем мире такой способ обучение давно стал нормой. Мир динамичный — у человека нет времени, нет возможности долго сидеть за партой, у него есть потребность, чтобы обучение было мобильное и доступно из разных источников, в том числе через Интернет».
«Предложенные поправки в законодательство не решают всех проблем, связанных с применением дистанционных образовательных технологий, — говорит Анатолий Шкред, глава Национального открытого университета ИНТУИТ. — С учетом почти тотального неприятия до сих пор, первый шаг в этом направлении сделан не очень заметным, но более революционные предложения гарантированно провалились бы. Поэтому я поддерживаю эти поправки".
Владимир Горелик, заведующий кафедрой вычислительной техники Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения, также считает, что подобные нововведения запоздали на десяток лет. «Здесь очень важны детали, особенно в вопросах идентификации обучаемого, — добавляет он. — Уж если ЕГЭ сдают подставные, то в случае получения образования, да еще на коммерческой основе, да еще по два курса за год, очень велик соблазн. То есть, важна мотивация учащегося». Дистанционное образование, полагает он, особенно поможет тем, кто нацелен на получение знаний, а не «корочек», оно предоставляет гораздо больше возможностей многим категориям учащихся – работающим, родителям маленьких детей, людям с ограниченными возможностями и т. п. А особенно востребованы технологии такого образования станут тогда, когда на работу будут принимать по знаниям, а не наличию диплома. Следующий шаг, по мнению, Горелика, это возможность с помощью ДОТ получения образования не в одном, а в нескольких вузах по выбору учащегося».
Одной из главных проблем остаются минвузовские требования для образовательных организаций, использующих дистанционные технологии, считает Шкред: "Эти требования порой находятся за пределами разумного. Например, независимо от формы образования, вуз должен иметь спортзал, столовую и поликлинику».