Зоран Хрустиц: «Область, которой мы можем гордиться, это аналитика Больших Данных» |
Бизнес-аналитика — одно из ключевых направлений бизнеса IBM. В беседе с Зораном Хрустицем, директором департамента программного обеспечения IBM в Центральной и Восточной Европе, выяснилось, что все более важную роль в портфеле решений для бизнес-аналитики IBM играют системы, так или иначе связанные с проблематикой Больших Данных.
- Для каких классов задач предназначены решения бизнес-аналитики IBM?
Что входит в понятие «бизнес-аналитика»? Сегодня каждый вендор определяет его по-своему. Мы вкладываем в него самый широкий смысл. С приобретением компании Cognos в 2008 году корпорация приступила к процессу формирования всеобъемлющего портфеля средств бизнес-аналитики. Классический аналитический инструментарий Cognos обеспечивает глубокое понимание структурированных данных, размещенных в хранилищах. Следующим элементом портфеля стали средства прогнозной аналитики, полученные в результате приобретения компании SPSS. Затем было инвестировано 1,7 млрд долл. в покупку компаний Netezza, Unica, Coremetrics и Sterling Commerce, благодаря которым, в частности, решения IBM получили возможность извлекать релевантные сведения из социальных сетей и онлайновых медиаресурсов.
Но есть области, где мы добились успеха благодаря очень крупным вложениям в собственные исследования и разработки. Прежде всего следует сказать о создании системы Content Analytics. В мире накоплены огромные массивы неструктурированных данных, причем их объемы растут гораздо быстрее, чем структурированных. Это электронная почта, различные тексты, информация из социальных сетей, которая становится частью бизнеса. Система IBM Content Analytics выпущена в конце 2010 года, и уже реализуется ряд проектов на ее основе, в которых мы помогаем заказчикам применить аналитическое мышление к неструктурированным данным и выявить в них то, что неочевидно. Как мы видим, предприятия из ряда отраслей российской экономики проявляют к этому продукту интерес.
Еще одна область, которой мы тоже можем гордиться, это аналитика Больших Данных. Речь идет не столько об анализе массива исторических данных, сколько об исследовании информации в реальном времени, по мере ее поступления, и о глубоком проникновении в суть происходящего с целью принятия взвешенных решений. Это позволяет, например, исследовать взрывной объем информации в Twitter, которая касается бизнеса предприятия, и своевременно на нее реагировать. Компаниям-трейдерам необходимо оперативно анализировать, как именно та или иная информация может повлиять на производителей и вызовет ли, например, рост цен на определенную категорию продукции, а операторы связи на основе данных о местонахождении своих пользователей могут делать им специальные предложения.
- Какие особенности продвижения решений для бизнес-аналитики в России вы можете выделить?
Российский рынок очень восприимчив к решениям, которые способны быстро продемонстрировать свою практическую ценность для бизнеса. Именно поэтому большие перспективы имеет система Netezza. Программно-аппаратный комплекс Netezza, разработанный специально для поддержки высокопроизводительных хранилищ данных, позволяет получить работающее хранилище всего за несколько дней.
Крупнейшим в России предприятиям, деятельность которых связана с природными ресурсами — газом, нефтью, полезными ископаемыми, — необходимо постоянно повышать эффективность. И здесь средства бизнес-аналитики востребованы для решения широкого круга задач — от оптимизации процессов управления ресурсами в добывающей промышленности, которое предусматривает планирование, прогнозирование и понимание истории производства, до совершенствования методов разведки месторождений с использованием аналитики Больших Данных и платформы Netezza.
- В каких отраслях платформа Netezza наиболее востребована?
Устройство применимо во всех секторах экономики. У нас уже есть сотни примеров использования Netezza в финансовых сервисах компаний из разных стран, в том числе из Восточной Европы. В данной сфере информация — это деньги, а Netezza позволяет, например, быстро получить исчерпывающие сведения о клиентах, чтобы с наибольшей эффективностью управлять взаимоотношениями с ними.
Netezza используется во многих телекоммуникационных компаниях. Все операторы связи проводят постоянный мониторинг своих сетей. С помощью такой мощной аналитической машины, как Netezza, они имеют возможность принимать решения об улучшении качества связи практически в реальном времени, получая отчеты об уровне звонков буквально через несколько минут. Кроме того, система позволяет очень быстро анализировать историческую информацию. Например, если в контактный центр поступило обращение клиента, недовольного выставленным ему в прошлом месяце счетом, система на основе данных об истории звонков этого клиента сможет порекомендовать, что надо сделать, чтобы его удержать, — например, предложить некоторое количество бесплатных минут или расширение контракта на год по специальной, сниженной цене.
Еще одна область — здравоохранение. В одном из крупных американских госпиталей Netezza использовалась для мониторинга пациентов, больных диабетом. В реальном времени распознавались определенные опасные симптомы, сигнализирующие об ухудшении состояния их здоровья. На основе результатов анализа больших объемов исторических данных Netezza выявляла шаблоны проявления опасных признаков заболевания и предупреждала врачей о том, что пациент находится в зоне риска. Такой подход позволяет избежать лишних дорогостоящих посещений лечебных учреждений и при этом способствует повышению качества медицинского обслуживания.
- Какое применение находят средства бизнес-аналитики в реализации концепции «социального бизнеса», которую продвигает IBM?
Понятие «социальный бизнес» несет в себе больше чем просто идею сотрудничества — в нем заложено стремление применить социальные технологии в бизнес-процессах с целью коренного улучшения того, как действует организация. IBM была первопроходцем в данной области. Сейчас, когда в Интернете существует Facebook, Twitter и многочисленные блоги, совершенно очевидно, что наш мир, где, как известно, все взаимосвязано, покрыт многочисленными гиперсвязями. И перед компаниями возникает новая задача — им предстоит понять, как использовать эти гиперсвязи в интересах своего бизнеса. У этой задачи два аспекта. С одной стороны, появляется новый уровень взаимодействия предприятия и потребителей его продукции, а с другой — открываются невиданные ранее возможности использования знаний и опыта, накопленных в организации.
Средства социального бизнеса помогают компаниям становиться членами различных сообществ, извлекать информацию о том, что говорится об их продуктах, и улучшать взаимодействие с клиентами. Это крайне важно для бизнеса, поскольку подобные отзывы оказывают огромное влияние на продажи. Решения IBM для анализа Больших Данных и платформа Netezza дают возможность более глубоко понять, что обсуждают потребители во внешних социальных сетях. Это одно из ключевых направлений нашего портфеля бизнес-аналитики.