Теэму Хуухтанен: «Если главным для развития стартапа на данный момент является маркетинг, то в США лучше всего офис открывать в Нью-Йорке» |
Выбранная для мероприятия тема выхода на американский рынок привлекла более сотни участников. Для некоторых из них полученная в ходе встречи информация может пригодиться уже в ближайшее время. Докладчиками стали Теэму Хуухтанен, президент Sulake, и Ярно Ванто, директор компании Vanto Law. Оба они — выходцы из Финляндии, но в настоящее время живут и работают в Америке, специализируясь на продвижении иностранных (прежде всего европейских) стартапов в США. Пригласил спикеров Алексей Соломатин, основатель и генеральный директор компании Stream Dialog, которая уже закрепилась на финском рынке и недавно открыла американское представительство.
Рынок ИТ и капиталов
Ванто напомнил, что рынок США является крупнейшим в мире. Если ориентироваться на продажи по всему миру, то логично начинать именно с него. К тому же в Америке благоприятная среда для развития стартапов и легче, чем в других странах, привлечь инвестора. Ссылаясь на исследование National Foundation for American Policy, Ванто сообщил, что по итогам 2011 года 46% американских компаний, получивших инвестиции от венчурных фондов, имели хотя бы одного иностранного учредителя.
Однако удаленно или редкими наездами использовать заокеанские возможности почти нереально (особенно это касается привлечения венчурных капиталов). Необходимо не только создание юридического лица, но и постоянное физическое присутствие в США кого-нибудь из основателей стартапа или ключевых менеджеров.
«Учреждение 'дочки' позволит устанавливать взаимоотношения с партнерами и инвесторами по американским законам. Это в свою очередь обеспечивает юридическую защиту. Кроме того, инвесторы больше доверяют американским компаниям, чем иностранным, поскольку имеют возможность контролировать использование собственных вложений», — заявил Ванто.
Короткий рассказ о достижениях Александра Андреева, генерального директора компании SoftJoys, после выступления основных спикеров, косвенно подтвердил необходимость наличия американского юридического лица для привлечения инвестора. Андреев уже продал в США один стартап, который впоследствии превратился в успешную компанию, а сейчас продвигает второй. По словам Андреева, в Финляндии у него около года было юридическое лицо, но там инвестора так и не получилось найти, а в США после открытия американского офиса найти его удалось довольно быстро.
Экономическая география
Важно правильно выбрать регион для открытия своего американского офиса. В США есть несколько штатов и городов, где созданы наилучшие условия для технологического предпринимательства. «Если главным для развития стартапа на данный момент является маркетинг, то лучше всего офис открывать в Нью-Йорке», — считает Хуухтанен. Для привлечения венчурного капитала или если есть планы выхода на IPO, наилучшим вариантом, по мнению Ванто, может быть штат Делавэр, в котором расположены офисы 50% публичных компаний США и 60% компаний из списка Fortune 500. Спикеры, сравнивая регионы, упоминали также Кремниевую долину, Новую Англию и Лос-Анджелес.
В то же время в Америке можно не только много получить, но и очень много потерять из-за наличия серьезных рисков для начинающего предпринимателя. Поэтому спикеры рекомендуют все договоренности оформлять письменно и обязательно защитить юридически свою интеллектуальную собственность, которая является основным оружием стартапа в борьбе с крупными компаниями. Инвесторы без уверенности в том, что интеллектуальная собственность хорошо защищена, вообще не будут вкладывать деньги в стартап.
В конце встречи на бесплатные индивидуальные консультации приглашенных спикеров претендовало три начинающих предпринимателя, но возможность проконсультироваться получил только один, чье короткое представление проекта было признано залом самым интересным.