Алексей Евтушенко: «Задача ИТ-директора — максимально четко в понятных для бизнеса терминах сформулировать последствия тех или иных угроз и предложить оптимальные решения для их предотвращения» |
В настоящее время основной ЦОД банка расположен в Обнинске, а резервный – на площадке одного из столичных провайдеров, отвечающей требованиям Tier III по классификации The Uptime Institute. «Расстояние между основным и резервным ЦОД превышает сотню километров. Это хорошо с точки зрения катастрофоустойчивости, но связано со значительными сложностями в организации оперативной репликации данных. Окончательное решение о третьем центре еще не принято, ведется проработка технических решений с вендорами», — пояснил Евтушенко, отметив, что, возможно, третий ЦОД также будет размещен в Обнинске. Резервирование ЦОД банка осуществляется в рамках реализации проекта, который предусматривает внедрение систем, обеспечивающих непрерывность ИТ-сервисов банка.
«Хоум Кредит» — банк, ориентированный на розничный бизнес и, по словам Евтушенко, обеспечивает четверть всех кредитов, предоставляемых при покупках в магазинах. В его штате свыше 20 тыс. сотрудников; около 500 — ИТ-персонал. В настоящее время в качестве наиболее критичных для поддержки систем выбраны те из них, которые обеспечивают функционирование основных бизнес-процессов банка, включая бухгалтерию, кредитование, розничный фронт-офис, интернет-банкинг. На сегодняшний день прямые потери банка от незапланированных простоев ИТ-систем оцениваются в сотни тысяч долларов при отказе в их работе в течение часа, и в миллионы – в течение суток.
Целью программы обеспечения непрерывности деятельности банка является разработка и внедрение решений, минимизирующих вероятность возникновения существенных перебоев в предоставлении ИТ-сервисов, поддерживающих важнейшие банковские функции, а также позволяющих проводить быстрое восстановление работоспособности при возникновении нештатных ситуаций.
Как полагают в банке, достижению намеченных целей должны способствовать: создание, тестирование и внедрение планов обеспечения непрерывности ИТ-сервисов; использование адекватных технических решений; надлежащая подготовка персонала и его привлечение к процедурам тестирования.
Показателями результативности работы в данной области являются число часов в месяц, потерянных из-за отказов и сбоев ИТ-систем, а также количество критичных для бизнеса банка процессов, не охваченных планом обеспечения непрерывности его деятельности.
В 2011 году в банке введен в действие новый резервный ЦОД (от прежнего пришлось отказаться из-за возможных проблем с надежностью) и значительно обновлено его оборудование. Осуществлено также резервирование телекоммуникационного узла, позволившее месяц назад избежать очень серьезных неприятностей, связанных с прерыванием трафика транзакций SWIFT и прекращением работы контактного центра из-за пожара, возникшего в одном из узлов. «Один только этот случай оправдал вложенные в резервирование средства», — подчеркнул Евтушенко.
Весьма важным этапом работ прошлого года стала отработка переноса сервисов в ручном режиме из основного в резервный ЦОД и последующего перехода к штатному режиму ИТ-обслуживания. В текущем и следующем году планируется максимально автоматизировать все эти процессы.
По словам Сергея Петренко, ведущего консультанта службы профессиональных сервисов компании «АйТи», в нашей стране реализовано не более двух десятков комплексных проектов в области управления непрерывностью бизнеса. Их выполнение стимулируется как соответствующими нормами (обеспечение непрерывности банковской деятельности регламентируется в том числе требованиями Центрального банка РФ), так и реальными инцидентами и их последствиями.
«Задача ИТ-директора — максимально четко в понятных для бизнеса терминах сформулировать последствия тех или иных угроз и предложить оптимальные решения для их предотвращения», — считает Евтушенко.
Он считает серьезным достижением создание в банке «Хоум Кредит» центра компетенции по вопросам обеспечения непрерывности бизнеса и рекомендует, приступая к работе в этой области, привлекать опытных консультантов.
"В ближайшее время в банке намерены внедрить комплекс технических и организационных решений, соответствующий стратегии обеспечения непрерывности ИТ-услуг и обеспечивающий восстановление деятельности после возникновения нештатных ситуций», — сообщил Евтушенко относительно дальнейших планов.