Судя по содержимому стендов Distree, 2012 год станет годом аксессуаров |
Идея оказалась удачной, Distree не только пережила первую волну финансового кризиса, но и заметно выросла: в 2012 году число участников впервые перевалило за тысячу, хотя всего год назад их было чуть больше 900. Также у Distree появились региональные «дочки» — Distree Middle East, Distree CIS, а в 2011 году еще и Distree Latin America.
Несмотря на то что главная задача Distree — создать условия для эффективного общения, по экспозиции на небольших стендах ИТ-компаний можно сделать выводы о том, какие товары будут продвигать в новом сезоне наиболее активно. Так, Distree 2011 прошла под знаком планшетных компьютеров, которые планировали продавать практически все вендоры, включая тех, для кого подобная продукция казалась совершенно непрофильной. В 2012 году о планшетных ПК словно забыли: на стендах удалось обнаружить всего две относительно новые модели. Одна из них, производства компании Lexibook, предназначена для детей, и ее относительно скромные характеристики компенсируются усиленным корпусом в сочетании со специальным детским контентом. Вторая, привезенная индийской компанией с непроизносимым названием, в списке достоинств имела лишь очень низкую цену (около 40 долл.), тогда как остальные ее характеристики можно было смело зачислять в недостатки.
Если же верить экспозиции большинства стендов, нынешний год пройдет под знаком разнообразных аксессуаров, от мышей и клавиатур до футляров для мобильных устройств самых разных форматов. По мере того как маржа на «системообразующие» товары (настольные компьютеры, ноутбуки и даже планшетные ПК) становится минимальной, аксессуары продолжают приносить прибыль до нескольких сотен процентов, а спрос на них растет приличными темпами. Например, как утверждают в компании RADA-Baggage, в минувшем году в России было продано не менее 6 млн сумок для ноутбуков, а в этом ожидается существенный прирост благодаря распространению нового типа портативных компьютеров — ультрабуков. Интересно, что на проходившем в рамках Distree EMEA конкурсе «Убедить за 60 секунд» безоговорочным победителем тоже стал аксессуар — портативный адаптер, обеспечивающий синхронизацию iPhone без участия компьютера.
Видя такой интерес, многие компании, прежде замеченные только в производстве компьютерных комплектующих (например, гонконгская Arctic Cooling), стремительно расширяют ассортимент за счет зарядных устройств, чехлов, сумок и т. д. Это уже привело к снижению их средней цены: так, если еще в середине минувшего года сумка для ноутбука продавалась в среднем за 1,5 тыс. руб., то теперь она упала до отметки в 1 тыс. с тенденцией к дальнейшему снижению. Это пока не оказывает влияния на позиции брендов второго и третьего эшелонов, но традиционно дорогие марки (например, Samsonite) все еще не могут восстановить свои позиции после резкого снижения спроса в 2008 году. Очевидно, что похожая ситуация будет наблюдаться и в других сегментах рынка аксессуаров, куда сегодня приходят десятки новых игроков. Поэтому можно предположить, что уже к концу года наценка на ряд товаров снизится с нынешних сотен процентов до нескольких десятков.
Дистрибьюторы тоже заинтересованы в расширении ассортимента за счет высокоприбыльных продуктов. Если судить по числу назначенных встреч в формате «один на один», производители качественных и в меру необычных аксессуаров стали главными фаворитами Distree. Впрочем, в «Лаборатории Касперского», ставшей золотым спонсором Distree EMEA, тоже остались довольны конференцией. По словам Василия Дягилева, управляющего директора «Лаборатории» в странах развивающихся рынков, крупные дистрибьюторы давно и хорошо знакомы с продукцией компании, но ряд организаций, прежде относившихся к средним и даже малым, выросли настолько, что готовы перейти к прямым закупкам. Тем более что коробочные версии антивирусных средств продолжают продаваться в очень значительных объемах, несмотря на постоянный рост онлайн-покупок. Кстати, на Distree впервые приехала американо-индийская компания MicroWorld Technologies, предложившая свой собственный антивирусный продукт класса Internet Security стоимостью от 0,3 долл. центов за годовую лицензию.
По итогам проходившего в рамках Distree EMEA конкурса EMEA Channel Academy: 2012 Awards лучшим дистрибьютором России и стран СНГ стала компания OCS (в числе номинантов также были Asbis, ELKO, Inline и Merlion). Среди вендоров наградами отмечены Western Digital (категория «Носители информации»), Microsoft («Поставщик ПО» и «Игровые продукты»), Intel («Производитель комплектующих»), Logitech («Производитель аксессуаров»), Canon («Продукты для работы с изображениями»), HP («Печатающие устройства»), Samsung («Мониторы и телевизоры»), Lenovo («Мобильные и настольные компьютеры»).
От участников мероприятий Distree можно слышать, что каждый год они видят одни и те же лица. Однако наступает очередной февраль, и все снова встречаются в Монте-Карло. Для многих участников ИТ-индустрии нет лучшего способа встретиться сразу со всеми нужными людьми, а потому от Distree EMEA можно ждать новых рекордов посещаемости. А для, журналистов это мероприятие — своеобразное волшебное зеркало, заглянув в которое, можно увидеть основные акценты рынка на грядущий год. Какими бы неожиданными они ни были.
Distree EMEA 2012 (Слайд-шоу)