Работоспособность транспортной инфраструктуры столицы – проблема, критичная по своим последствиям. Источник: Дмитрий Чистопрудов, mail@28-300.ru/Wikipedia |
В частности, в 3D нуждаются практически все организации, имеющие в своем распоряжении распределенные активы; вопрос в том, готовы ли они за них платить требуемые (и немалые) суммы. Сейчас основными заказчиками таких решений являются нефтяники и энергетики, оцифровка активов которых приносит очевидный бизнес-эффект, а также администрации городов. К примеру, 3D-модель позволяет увидеть, впишется ли планируемое здание в ландшафт, будет ли оно закрывать памятники архитектуры и нарушать исторический облик.
Тема градостроения стала основной на семинаре, проведенном компанией «Неолант» и собравшем представителей многих столичных структур. Фактически это мероприятие стало первым официальным представлением в России продукта Autodesk Infrastructure Modeler. Это приложение позволяет осуществлять моделирование и визуализацию инфраструктуры, транспортных сооружений и городской застройки. Оно базируется на имеющихся данных ГИС, цифровой модели рельефа и добавляет к ним объемные модели объектов.
Архитектурно-строительное проектирование – сложная длительная работа, которая может аккумулировать до половины общей стоимости строительства. В ее рамках можно выделить три ключевых этапа: создание модели существующей инфраструктуры, отбор вариантов концептуального проектирования и красочная визуализация, позволяющая представить проект заказчику.
Для реализации каждого из этих этапов разработано множество специализированных систем. Но, во-первых, существующим узконаправленным решениям катастрофически не хватает взаимосвязи. В результате полностью отсутствует среда обмена идеями и предложениями между командами разработчиков. Кроме того, согласование и корректировка проектов – итерационный процесс, автоматизация которого экономит значительное время. Наконец, традиционные способы визуализации зачастую не позволяют всесторонне оценить проект.
Чтобы технология 3D-ГИС «заиграла», необходимо найти проект, который можно с ее помощью эффективно реализовать. Важно начать с небольшой задачи, позволяющей получить быстрый и очевидный эффект. После этого у заказчика осторожность сменяется энтузиазмом и начинается бурное развитие проекта.
Именно из-за будущего развития системы следует выбирать современные технологии, способные решать не только наиболее актуальные, но и смежные задачи. Кроме того, крайне желательно использовать системы по их прямому назначению. Часто для решения задач трехмерного моделирования пытаются использовать технологии, не предназначенные непосредственно для этого. В результате задача решается, но проект оказывается замкнутым, недоступным для развития.
Каковы же перспективы 3D-технологий в развитии Москвы? Визуализация «старой» Москвы представляет собой важную и интересную возможность, но не факт, что за этот проект власти будут готовы платить. А вот программа развития «новой» Москвы, предполагающая взаимодействие с инвесторами и жителями, может раскрыть возможности таких технологий в полном объеме. Предложения по развитию, предоставленные разработчиками на плоских чертежах, наверняка будут иметь куда меньше шансов на успех.
Есть и другая, не менее актуальная сфера применения 3D-ГИС. Не секрет, что Москва стоит на пороге инфраструктурной катастрофы, обусловленной изношенностью инженерных коммуникаций. Их работоспособность – проблема, критичная по своим последствиям. В частности, вопросы обеспечения работоспособности подземной Москвы будут решаться именно на основе 3D-технологий.
Наконец, важную роль играет синхронизация данных различных ведомств, отсутствие которой способно привести к печальным последствиям. В 2006 году в Москве произошел громкий случай, когда в ходе наземных работ по сооружению рекламного щита опорная свая пробила свод туннеля метро и повредила крышу одного из вагонов проходящего поезда. При этом оказалось, что строительная фирма, занимавшаяся установкой рекламной конструкции, имела разрешение на проведение работ и топографическую карту местности, на которой туннель метро не был обозначен. При наличии цифровой 3D-модели города такие ЧП можно было бы исключить.
До сих пор попыток создания трехмерной информационной модели Москвы – хотя бы в какой-то ее части – даже не предпринималось. Это означает отсутствие коллективов, реализовывавших проекты такого масштаба, и, как следствие, высокие проектные риски. По мнению специалистов «Неоланта», как минимум половина успеха подобного проекта будет заключаться в сборе и консолидации данных, разбросанных между сотнями организаций. После этого создать программную оболочку будет не так уж сложно. Вероятно, наиболее жизнеспособным вариантом реализации проекта будет консорциум исполнителей или управление проектом со стороны крупной компании с привлечением субподрядчиков.