Однако при гуманизации УК для экономических преступлений эта статья была изменена так, что она стала непригодной с точки зрения производителей тиражного программного обеспечения. В новой редакции увеличился минимальный размер ущерба, который должен быть нанесен правообладателю, с 50 тыс. руб до 100 тыс., с сожалением отметил Борис Нуралиев, директор «1С» и президент Некоммерческого партнерства производителей программных продуктов, в ходе весеннего собрания членов этого партнерства, которое состоялось 5 марта. Поэтому компаниям, которые продают в России программное обеспечение, приходится придумывать новые схемы привлечения пиратов к ответственности.
Надо сказать, новая редакция УК дает для этого определенные возможности, которые связаны со статьей № 273 «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ», куда удалось добавить пункт об обходе системы защиты программного обеспечения. По данным Ильи Сачкова, генерального директора Group-IB, в 96% случаев распространения контрафактной операционной системы Microsoft Windows с торрентов она поставлялась с модификациями, а в 94% поставок пиратских дистрибутивов была заблокирована система активации, что можно расценивать как обход защиты ПО. Таким образом, борьба с пиратством формально превращается в защиту от вредоносного программного обеспечения.
Следует также отметить, что изменился и источник, откуда пользователи чаще всего получают ворованные программы. Если совсем недавно основную долю установок производили так называемые черные внедренцы и магазины, то в результате проделанной работы, в том числе и силами НП ППП, эта доля сократилась, и теперь жалобы производителей ПО сконцентрировались преимущественно на установке контрафактного ПО из Интернета. В частности, опрос членов партнерства, проведенный в феврале, показал, что жалобы на Интернет присутствовали в 43% ответов. На черных внедренцев приходится уже 39%, и с ними уже научились бороться.
По словам Сачкова, в Интернете выстроена целая индустрия распространения подобного программного обеспечения, которая наживается на SMS-мошенничестве, заведомо ложной рекламе, незаконном распространении программного обеспечения и предложении зараженных дистрибутивов программ. Компания Group-IB планирует в ближайшее время проанализировать около 5 млн обнаруженных ссылок на контрафактное программное обеспечение, чтобы подготовить статистику по распространению различных видов мошенничества при загрузке ПО из Интернета.
Аналогичную работу уже проделала корпорация Microsoft с сентября по декабрь 2011 года, когда ее российский отдел по продвижению лицензионного ПО проанализировал поисковые выдачи Google и Bing на предмет поиска нелицензионного распространения Windows. В результате было выявлено 4,3 млн адресов, которые можно было использовать для загрузки нелицензионной версии Windows. Часть ссылок на популярные файлообменные сервисы была закрыта, что увеличило время поиска нелицензионного ПО. По словам Дмитрия Береснева, руководителя отдела Microsoft по продвижению лицензионного ПО, корпорация планирует продолжить работу, причем руководствуясь уже новыми правилами делегирования русскоязычных доменов, которые были приняты в конце прошлого года.
Работу по борьбе с интернет-пиратством ведет и компания Adobe. В прошлом году ее сотрудниками было удалено более 110 тыс. ссылок на файлообменники, которые использовались в распространении нелицензионных версий ПО данного производителя. Компания также причастна к закрытию украинского сервиса ex.ua. Сачков отметил, что 80% доходов от распространения нелицензионного программного обеспечения получает ограниченное число криминальных преступных групп, члены которых участвуют и в других незаконных деяниях. Причем наиболее крупные группировки активно используют Интернет для автоматизации и оптимизации пиратства, так что стоит бороться не с активностью роботов, а с самими преступными группировками.
Некоммерческое партнерство производителей программых продуктов провело среди своих членов опрос, в котором попросило ответить на вопрос: «Какой вид пиратства приносит наибольший вред?»
Вид пиратства | Его доля, % |
---|---|
Через Интернет | 43 |
Посредством черных внедренцев | 39 |
Аренда | 6 |
Розница | 6 |
Посредством пользователей | 6 |
Источник: НП ППП, февраль 2012.