Конференция состоялась 14 марта, она была организована газетой «Ведомости» и посвящена управлению программными активами (Software Asset Management, SAM). Если в 2009 году Adobe инициировала против пиратов в России 513 уголовных дел, то к 2011 году эта цифра увеличилась до 1073. После изменений в Уголовном кодексе (уголовная ответственность наступает по статье УК 146, часть вторая, при размере иска более 100 тыс. руб.) их число может уменьшиться. В более мелких случаях можно говорить только об административной или гражданско-правовой ответственности с использованием статьи 12 Гражданского кодекса. Слабых отметил, что ситуация в этой области в России коренным образом отличается от ситуации в развитых странах. Преследования там редки, и производители ПО прежде всего стремятся помочь своим клиентам в проведении оптимальной лицензионной политики.
Елена Денисова, генеральный директор Danik Advisory, познакомила собравшихся с типовыми ошибками компаний при работе с лицензиями. Ошибки могут быть допущены уже на этапе заключения лицензионного соглашения. К ним, например, относится неверный выбор компании для заключения соответствующего контракта. Денисова привела пример, когда розничная компания заключила лицензионное соглашение на юридическое лицо, у которого не было на балансе ни одного компьютера и которое не было аффилировано с остальными компаниями холдинга.
Даже если компания для заключения лицензионного соглашения выбрана правильно, отметила Денисова, часто возникают проблемы с включением в соглашение других юридических лиц, ПО которых покрывается им. Наиболее распространенный вариант – упоминание в соглашении о включении в него всех аффилированных лиц. При этом упускаются из виду детали определения понятия «аффилированное лицо». В результате в соглашение могут быть автоматически включены компании, которые не соответствуют этому понятию, например занятые параллельным бизнесом собственников. Нередко можно столкнуться с неверной оценкой количества компьютеров, покрываемых лицензионным соглашением.
Немало проблем возникает и в ходе управления лицензиями. Нередко отсутствует централизованное управление приобретением лицензий. Денисова привела пример компании–девелопера, которая обладает большим числом филиалов. Их директора, опасаясь неприятностей, связанных с использованием нелицензионного ПО, закупили большое количество коробочных продуктов. В то же время параллельно руководство всей компании заключило лицензионное соглашение, покрывающее все продукты всех филиалов.
Проблемы также возникают при несоответствии структуры ИТ-департамента структуре бизнеса. Как правило, в территориально распределенных компаниях ИТ-поддержка также организована по территориальному признаку. В то же время структура юридических лиц, на которые собственно и заключаются соглашения, может быть совершенно иной. Может оказаться, что обслуживают лицензионное ПО специалисты юридического лица, на которое лицензионное соглашение не распространяется. Нередко можно столкнуться с низким уровнем контроля за приобретением ПО и компьютеров. Это часто свойственно компаниям с распределенной филиальной сетью.
Еще одна проблема — невнесение изменений в лицензионные соглашения, что крайне актуально, например, при изменении структуры компании. Нередко теряют документы, подтверждающие наличие лицензий. Кроме того, практически повсеместно расходятся данные бухгалтерского учета и данные ИТ-службы о количестве приобретенных компьютеров и ПО.
Помимо Слабых, производителей программного обеспечения на конференции представлял Николай Прянишников, президент Microsoft Россия. Он отметил, что управление лицензиями — сложная задача, требующая высокого профессионализма. Однако, добавил он, не следует забывать, что лицензия — это актив, а следовательно, при правильном управлении она должна приносить прибыль. И напомнил, что в России Microsoft имеет на сегодня 87 партнеров с компетенциями SAM.