Наиболее важными для бизнеса заказчиков в IBM считают рост влияния социальных сетей, всепроникающую мобильность, возрастающую потребность в бизнес-аналитике и все более широкое распространение облачных сред.
В ответ на эти тенденции IBM продолжает развивать свой программный портфель, в том числе путем новых приобретений. Сорокина выделила покупки, состявшиеся в январе-феврале нынешнего года. Покупка израильской компании Worklight пополнит портфель IBM средствами разработки приложений для различных мобильных платформ. Решения компании Emptoris обеспечат пользователей IBM облачными средствами аналитики для управления цепочками поставок и снабжения. Еще один SaaS-вендор, компания DemandTec, обогатит возможности IBM по реализации «разумной коммерции» – одного из стратегических направлений программного бизнеса корпорации.
При всем многообразии портфеля программного обеспечения IBM средствам бизнес-аналитики сегодня компания отводит особую роль. Юха Телио, директор по развитию бизнеса IBM и эксперт-евангелист решений по бизнес-аналитике в Европейском регионе, рассказал, что в IBM даже предложили новую метрику – аналитический коэффициент (AQ), показывающий, какую долю своего информационного потенциала организация реально использует. Проще говоря, чем больше аналитики внедряется в бизнес, тем выше AQ компании. Компании с высоким AQ достигают очень значимых результатов в бизнесе, уверены в IBM. Это убеждение подкрепляется данными совместного исследования IBM и MIT Sloan Management Review, согласно которому компании-лидеры на 84% чаще интегрируют управление информацией и аналитику в свою бизнес-стратегию и повседневную деятельность.
Не вполне понятно, как посчитать предложенный IBM показатель, однако в корпорации рассматривают AQ скорее как повод оценить, насколько рачительно организация расходует накопленный информационный потенциал, и стимулировать ее к дополнительным усилиям по извлечению из залежей данных ценных знаний для развития бизнеса.
Телио выделил три тенденции, определяющие развитие бизнес-аналитики – снижение стоимости процессорных мощностей, что позволяет использовать самые сложные аналитические средства широкому кругу организаций; ориентация на клиента, требующая внимательно отслеживать и анализировать его потребности по всем возможным каналам, и, конечно, феномен Больших Данных.
Есть ощущение, правда, что эти тенденции пока не очень актуальны для большинства российских заказчиков IBM. Во всяком случае на мероприятиях компании, посвященных бизнес-аналитике, ее клиенты по-прежнему говорят в основном о применении аналитических инструментов для поддержки базовой отчетности и финансового планирования. Вот и на последней пресс-конференции рассказывалось о внедрении решений Cognos Planning и Cognos 10 BI в «Холдинге МРСК» для реализации комплексной системы сбора и анализа отчетности. «Холдинг МРСК» объединяет 11 компаний, управляющих распределительными сетями электроэнергии по всей стране. Как пояснил Андрей Коновалов, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения Центра стратегии, развития и инноваций «Холдинга МРСК», процесс предоставления отчетности о деятельности входящих в холдинг компаний был чрезвычайно трудоемким и непрозрачным, на поиск и сбор информации уходило до 90% времени и только 10% оставалось на анализ. Переход на платформу IBM Cognos 10, по словам Коновалова, позволил получить полную и ясную картину по всем компаниям холдинга с необходимым уровнем детализации и уже обеспечил снижение трудозатрат на подготовку отчетов в четыре раза. В перспективе до 2013 года в холдинге планируют перевести на платформу IBM сбор отчетности по всем 22 функциональным направлениям, охватить 2,5 тыс. пользователей и добиться сокращения трудозатрат на подготовку отчетов в семь раз.