Lenovo демонстрирует устойчивый рост в Азии и укрепляет свои позиции на рынках Америки и Европы. Здесь поставки ПК у Lenovo по сравнению с первым кварталом прошлого года выросли на 43,7%, тогда как у Dell на ключевых рынках они сократились на 2,1%.
В первом квартале 2012 года Lenovo отгрузила 11,7 млн ПК. В результате доля продаж компании на данном рынке достигла 13,4%. Она быстро приближается к Hewlett-Packard, которая поставила 15,7 млн ПК, увеличив свои показатели по сравнению с прошлым годом на 3,2%. В первом квартале нынешнего года HP контролировала 18% рынка персональных компьютеров. На третьем месте с долей в 11,6% и 10,1 млн отгруженных ПК находится Dell.
«Lenovo заметно укрепила свои позиции, очень удачно проведя вторую половину прошлого года и продемонстрировав серьезный рост в Китае и на других азиатских рынках, – отметил старший аналитик IDC Джей Чоу. – HP же сумела придать новый импульс своему развитию, утратив было доверие потребителей, после того как попытка отделения бизнеса ПК завершилась неудачей».
Но несмотря на то что HP удалось в некоторой степени восстановиться, ей предстоит еще немало сделать, для того чтобы успешно отражать претензии Lenovo на мировое лидерство на рынке ПК.
«Наверное, HP все-таки сильнее с коммерческой точки зрения, – отметил Чоу. – И это будет сказываться по мере улучшения экономической ситуации, когда компании начнут тратить больше».
Увеличение расходов на ПК в среде корпоративных клиентов, очевидно, поможет и Dell, которая поставляет все меньше обладающих малой рентабельностью устройств для потребительского рынка, сосредоточив основные усилия на высокомаржинальных продуктах.
Общий объем отгрузок ПК на мировом рынке в первом квартале текущего года составил 87 млн, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,3%. Между тем аналитики IDC прогнозировали снижение объема продаж на 0,9% из-за дефицита жестких дисков, производство которых пострадало в результате сильного наводнения в Таиланде. В поставках жестких дисков действительно возникли перебои, но производители ПК, в отличие от оптовых и розничных каналов сбыта, имели первоочередной доступ к запасам данных устройств.
По оценкам исследовательской компании Gartner, общий объем поставок ПК в мире увеличился на 1,9%. Во многом это объясняется ростом продаж в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, который составил 6,7%. Поставки в США сократились на 3,5%, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе оказались ниже прогнозируемых из-за замедления роста продаж в Индии и Китае.
«Ожидается, что в четвертом квартале текущего года, после восстановления производства жестких дисков, объемы поставок ПК значительно увеличатся, а цены на них нормализуются, – заявил вице-президент IDC Лорен Ловерде. – В начале текущего года Dell и HP прогнозировали ухудшение ситуации на рынке ПК из-за роста цен на жесткие диски, однако снижение расценок на другие компоненты (в частности, на память и жидкокристаллические панели) помогло уменьшить влияние этого фактора».
Возможно, всплеска продаж стоит ждать после выпуска операционной системы Windows 8, появление которой подхлестнет процесс модернизации ПК. Официальная дата начала продаж Windows 8 пока не называется, но в IDC считают, что ПК с установленной на них Windows 8 поступят в продажу в четвертом квартале.
Увеличению объемов поставок ПК угрожает растущая популярность планшетных компьютеров и смартфонов. Вместе с тем корпорация Intel, процессоры которой установлены в большинстве ПК, активно пытается привлечь внимание потребителей к ультрабукам – новой категории тонких и легких ПК, обладающих многими свойствами планшетов. Производитель ПК рассчитывает, что ультрабуки помогут вернуть покупателей в лагерь ПК.
Однако потребители не спешат приобретать ультрабуки, что объясняется главным образом их высокой ценой. Сегодня компьютеры этого класса продаются, как правило, по цене, превышающей 800 долл.
«Пока роста продаж ультрабуков не наблюдается, – признал Чоу. – Однако снижение цен и появление Windows 8 может изменить ситуацию».
В Intel заявляют, что к концу текущего года цены на ультрабуки могут упасть до 699 долл. В этом случае компьютеры указанного класса вполне смогут составить достойную конкуренцию продуктам Apple MacBook Air. «Для этого нужно продавать дешевле, чем Apple», – подчеркнул Чоу.