Корпорация EMC приобрела XtremIO, последовав примеру Apple, которая в январе купила Anobit, еще одну израильскую компанию по проектированию флэш-массивов хранения данных.
«Израиль чрезвычайно богат на талантливых специалистов в области флэш-памяти», — полагает Райан Чин, аналитик IHS iSuppli.
Основанный в 1912 году Технион — одна из главных цитаделей высшего технического образования. Источник: technion.ac.il |
Системы хранения на флэш-накопителях находятся в авангарде технических средств, благодаря которым развиваются актуальные для ИТ-отрасли технологии, такие как облачные сервисы, виртуализация и оперативная обработка транзакций. Поэтому разработка флэш-систем хранения сейчас происходит очень интенсивно, в том числе в Израиле, считают аналитики.
Израиль уже давно стал страной, где крупные корпорации предпочитают создавать исследовательские подразделения и совершать приобретения. Например, именно здесь Microsoft и Cisco построили свои первые исследовательские отделения за пределами Соединенных Штатов. У Google два исследовательских центра в Израиле, у Intel четыре. Кроме того, у Intel здесь еще и два завода. В 2010 году Micron купила компанию Numonyx, которая владеет заводом по производству флэш-памяти в Израиле.
В 2010-2011 годах Всемирный экономический форум присудил Израилю первое место в мире по качеству исследовательских учреждений. Кроме того, по оценке экспертов Форума, страна занимает седьмое место в мире по темпам инноваций.
У самой EMC около 800 сотрудников в Израиле — в центре исследований и разработки, занимающемся, помимо прочего, развитием технологий VMware.
Важнее всего — программное обеспечение
Когда речь идет о проектировании систем хранения на флэш-памяти, важную роль играет написание программного кода для управления ею, особенно если учесть постоянное уменьшение габаритов микросхем. С повышением плотности чипов возрастает вероятность ошибок в данных, так как сквозь тонкие стенки ячеек электроны легко утекают. К тому же, программный контроль над распределением данных во флэш-памяти позволяет продлить срок ее службы.
Помимо управления самой флэш-памятью для систем хранения на твердотельных накопителях нужно ПО, обеспечивающее оптимальную скорость доступа к данным для приложений с различными потребностями в операциях ввода-вывода. Например, технология распределения по уровням хранения в зависимости от актуальности данных переносит их с флэш-накопителей на жесткие диски старшего или младшего класса.
Израиль уже давно стал центром развития технологий хранения данных на флэш-памяти. К примеру, USB-флэшку изобрели в израильской компании M-Systems в партнерстве с IBM. В 2006 году M-Systems была куплена компанией SanDisk.
«Помимо прочего, в Израиле EMC интересуют линии по производству микросхем NAND, а также ученые, которые способны решить проблемы, возникающие при переходе на литографию все более высокого разрешения», — полагает Чин.
В 2010 году в EMC был нанят на работу Орна Берри, ранее главный научный сотрудник министерства промышленности, торговли и труда Израиля. Его пригласили на должность руководителя центра передовых разработок EMC в Беэр-Шева, расположенного по соседству с Университетом Бен-Гуриона. Центр ведет исследования в областях безопасности, систем высокой готовности и флэш-памяти.
Израильские исследовательские центры. Источник: Министерство промышленности, торговли и труда Израиля |
Местные особенности
Ввиду небольших размеров и специфики расположения страны, технологические инновации здесь практически вопрос выживания, считает Берри: «Многие технологии, если мы их не изобретем сами, просто нельзя было бы приобрести по политическим причинам. Соответственно, приходится быть самодостаточными. С другой стороны, первенство выхода на рынок часто дает нам возможность завоевать на нем надежные позиции».
Израильский ВПК имеет тесные связи с научным сообществом, за счет чего ускоряется осуществление проектов, способствующих инновации в технической сфере, и выпуск разработок на рынок. «На мой взгляд, Израиль больше, чем другие страны, за исключением, возможно, Финляндии и Сингапура, заинтересован в политике извлечения ценности из ноу-хау для экономики и военной промышленности», — утверждает Берри.
С ним согласен Марк Питерс, аналитик компании ESG. Израиль богат студентами со склонностью к математике и естественным наукам. В стране нет существенного объема каких-либо природных ресурсов, и она не экспортирует какие-то популярные розничные товары, отмечает Питерс.
«Когда вы последний раз видели на чем-либо ярлык 'Сделано в Израиле'?, — говорит он. — В Израиле налажена система образования, готовящая специалистов в области естественных наук и математики. Экономике страны всегда приходится быть на переднем крае науки и техники».
Лучшие учебные заведения страны, например, Тель-Авивский университет и Технион, это цитадели высшего технического образования. Как отмечает Питерс, в стране также необычайно много талантливых выходцев из России, эмигрировавших в Израиль в 90-х после развала СССР. По мнению аналитика, укреплению технического лидерства страны также способствуют высокий объем оборонных затрат на исследования и разработку и развитое сообщество венчурных капиталистов.
Крупные компании настроены покупать
По сведениям Питерса, IBM, HP и другие крупные технологические компании заинтересованы в приобретении полного спектра технологий в области твердотельных систем хранения данных. Те, кто этого не сделает, могут оказаться в отстающих, считает аналитик.
Например, в прошлом году SanDisk приобрела компанию Pliant Technologies ради флэш-накопителей корпоративнгого класса. Затем, в феврале она купила разработчика ПО управления флэш-памятью FlashSoft.
EMC к сегодняшнему дню приобрела уже девять израильских компаний, включая Kashya, nLayers и Proactivity, но XtremIO стала самой крупной покупкой — как сообщается, EMC выложила 430 млн долл. за компанию, которая еще даже не выпустила своего первого продукта.
Ситуация вокруг XtremIO вызвала удивление у некоторых отраслевых экспертов, засомневавшихся в разумности этой сделки, признают Питерс и Коби Розенгартен, управляющий партнер компании Jerusalem Venture Partners. Этот фонд является одним из главных инвесторов XtremIO, которая со времени своего основания в 2009 году получила уже 25 млн долл. в виде венчурного финансирования.
Питерс и Розенгартен считают, что EMC было необходимо высококлассное архитектурное программное обеспечение, и она его получила, купив XtremIO.
«Сегодня флэш-память — это весьма ненадежный носитель информации с большим уровнем ошибок и малой долговечностью, особенно при изготовлении по технологии 20 нм и меньше, — утверждает Розенгартен. — Поэтому для флэш-накопителей необходимы сложные механизмы коррекции ошибок на базе цифровых сигнальных процессоров и инновационные контроллеры. В этой области абсолютными лидерами являются израильские компании, такие как Anobi, Densbits и другие».
В сущности, Израиль является средоточием ведущих компаний, работающих во многих рыночных сегментах, включая полупроводники, связь, безопасность и хранение, считает Розенгартен. Страна, по сути, стала фабрикой перспективных стартапов, которых обычно быстро поглощают транснациональные корпорации, полагает Питерс.
Между тем, и за пределами Израиля рынок флэш-хранения богат игроками, от производителей флэш-массивов вроде Nimbus, Violin Memory, Texas Memory Systems, Pure Storage и Whiptail до поставщиков флэш-контроллеров PCIe наподобие Fusion-io, Intel, Micron и Virident. Есть также производители целиком основанных на флэш-памяти систем хранения, например, SolidFire и Tinitri. Среди небольших компаний из числа перечисленных меньше вероятности быть купленной у Violin, так как ее руководство планирует провести ее IPO.
На очереди — битва за рынок флэш-массивов
По прогнозу Чина, следующим полем битвы между производителями станет сегмент флэш-массивов. Эта отрасль в ближайшие несколько лет быстро консолидируется, полагает аналитик, поскольку крупные поставщики систем хранения наподобие Dell, NetApp и HP стремятся сосредоточить в своих руках флэш-технологии, как несколько лет назад они поглощали разработчиков систем дедупликации данынх.
Одна из предпосылок для будущей борьбы за рынок в том, что чрезвычайно высокое быстродействие флэш-памяти необходимо приложениям, которые сейчас составляют основу корпоративных ИТ-инициатив в сфере облаков, виртуализации и веб-сервисов.
В частности, провайдерам облачных сервисов необходимы массивы, способные обслуживать одновременно множество пользователей без снижения скорости выполнения ввода-вывода. Огромную нагрузку на серверы по операциям ввода-вывода создают инфраструктуры
виртуализации десктопов.
В Dell отказались от комментариев по поводу наличия планов покупки поставщиков систем флэш-хранения, а представитель NetApp сказал: "Мы всегда ищем возможности приобретения технологий и компаний, дополняющих и улучшающих наш портфель продуктов и решений».
Конкретных кандидатов на поглощение в NetApp тоже не назвали, но, как утверждают в компании, ее руководство заинтересовано в освоении возможностей, помогающих наращивать долю рынка — как посредством приобретений, так и путем заключения стратегических партнерств или реселлерских соглашений.
Что касается покупки XtremIO, то у NetApp и Dell изначально было меньше шансов, поскольку EMC, как сообщают различные источники, была одним из инвесторов компании с самого ее появления.
Важнее то, что EMC нужен был не просто еще один аппаратный продукт на базе флэш-памяти, полагает Питерс, — компания стремилась заполучить интеллектуальную собственность XtremIO, то есть программное обеспечение.
Показательно, что комментируя покупку, представитель EMC Дэйв Фармер называл продукт XtremIO не флэш-массивом, а «архитектурой».
«EMC трудно заподозрить в недальновидности, — считает Питерс. — В предстоящие несколько лет активнее всего будут развиваться средства управления хранением, а не сами флэш-технологии».