Владислав Худяков: «В системах учтено 90% всех замечаний и предложений, поступивших от медучреждений пилотных регионов» |
Однако, несмотря на представительный состав участников, в полной мере раскрыть эту тему не удалось, поскольку с докладами выступили представители заказчика — Минздравсоцразвития и компаний-разработчиков, но не прозвучало ни одного сообщения от пилотных регионов. Сервисы ЕГИСЗ еще никто не пробовал «на зуб», кроме «пилотов», и их молчание настораживает — уж не это ли ответ на вопрос об итогах испытаний?
За полгода по заказу министерства создано шесть базовых федеральных облачных сервисов ЕГИСЗ. Реестр нормативно-справочной информации (НСИ) и единую аналитическую систему разработала компания «Прогноз», интегрированную электронную медицинскую карту (ИЭМК) и электронную регистратуру (ЭР) поставил «Ростелеком», систему учета административно-хозяйственной деятельности (АХД) медицинских организаций — «1С-Парус», а единый каталог пользователей, обеспечивающий их идентификацию и авторизацию, — «СофтЛайн Трейд». Пилотная эксплуатация всех систем ведется в медучреждениях Амурской, Белгородской, Волгоградской, Омской и Свердловской областей, а также Забайкальского и Ставропольского краев и должна завершиться к 1 июля 2012 года.
Замерший мониторинг
Как сообщил Вадим Дубинин, на момент выступления — директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития РФ, сервис идентификации пользователей не готов и не будет принят заказчиком, что сильно осложнит дальнейшую работу по созданию ЕГИСЗ.
Остальные программные продукты министерство приняло. Правда, протоколы испытаний на сайте egisz.ru, призванном обеспечить публичность мониторинга внедрения, до сих пор не появились. Последний отчет о ходе пилотирования датирован 16 мая, и на тот момент дела обстояли неважно. В Забайкалье еще не приступали к интеграции федеральной ИЭМК с медицинскими информационными системами (МИС), на Ставрополье — к интеграции сервиса АХД со своими системами, в ряде регионов так и не начали опытную эксплуатацию пользовательских интерфейсов облачных сервисов, а информация о результатах работ предоставляется в министерство с существенной задержкой. В каждом регионе в тестировании ПО участвуют всего лишь от одного до пяти медучреждений, что само по себе вызывает сомнения в качестве проведения испытаний облачной системы, не имеющей аналогов по масштабу и значимости.
По словам Дубинина, к настоящему времени c системой ведения НСИ все «пилоты» интегрировались и используют хранящиеся в ней справочники. Однако испытание процесса актуализации справочников реестра в четырех регионах еще не стартовало. И регионы в этом не виноваты — необходимые нормативные документы Минздрав до сих пор не выпустил: главный регулятор отрасли и заказчик информационных систем переживает организационные пертурбации, сопровождающиеся сменой кадров. Единственный опубликованный «нормативный» документ о реестре НСИ — это техническое задание, заметил Георгий Лебедев, замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения. То же касается и остальных компонентов ЕГИСЗ. Проект приказа о регистрировании НСИ и положения о номенклатуре медицинских услуг подготовлены, но когда они выйдут из недр Минздрава, неизвестно. Кроме того, предстоит разработать положения об ИЭМК, о системе записи к врачу, регистре медработников и паспорте медучреждения, о системе сбора медстатистики, а также требования к МИС и ЭМК.
Федеральные сервисы решают прежде всего задачу объединения системы в единое целое, подчеркнул Дубинин. «Мы не делаем единую типовую систему, удобную всем и на все времена», — заявил он, отметив, что интерфейс ИЭМК «не самый удобный», а интегрировать несколько сотен вариантов квотирования записи на прием, используемых в медицинских организациях, просто невозможно.
Владислав Худяков, директор департамента управления инновациями «Ростелекома», выразил сожаление по поводу отсутствия представителей Волгоградской, Омской или Свердловской областей, которые могли бы подтвердить удобство использования систем, созданных компанией. Как утверждает Худяков, в программных продуктах учтено 90% всех замечаний и предложений, поступивших от медучреждений пилотных регионов за период тестирования. Оставшиеся замечания, касающиеся интеграции со смежными системами и квотирования, вынесены на следующий этап работ. По его словам, «Ростелеком» готов обрабатывать заявки пользователей и обновлять программное обеспечение и далее, после его запуска в промышленную эксплуатацию.
Чтобы запись к врачу и ИЭМК заработали, предстоит запустить сервис проверки страховой принадлежности пациента, который свяжет их с системой обязательного медицинского страхования. Единый регистр застрахованных (ЕРЗ), на базе которого будет определяться страховая принадлежность, и протоколы информационного взаимодействия со сводными регистрами 84 территориальных фондов ОМС (ТФОМС) на основе стандарта HL7 разработала компания «Ринтех», входящая в группу «АйТи».
Как рассказал Геннадий Орлов, замдиректора по развитию «Ринтех», начиная с прошлого года полисы медицинского страхования нового образца выдаются с использованием ЕРЗ, при этом заявки территориальных фондов на выпуск полисов подписываются цифровой подписью. Кроме того, по желанию региона полисы могут выдаваться в электронной форме. Регистр содержит 1 млрд. записей с псевдонимизированными идентификаторами застрахованных, обрабатывает в сутки до 2,5 млн новых сообщений от ТФОМС и обеспечивает выдачу 1 млн полисов в месяц, при этом текущая аппаратная нагрузка составляет примерно треть от пиковой. С февраля численность застрахованных граждан в субъектах РФ определяется по центральному сегменту ЕРЗ, теперь на его основе будет рассчитываться финансирование ТФОМС.
По контракту с «Ростелекомом» в текущем году «Ринтех» разработала средства интеграции регистра застрахованных с ИЭМК и ЭР, а также спецификации взаимодействия ИЭМК и МИС.
Не ждут милости от федерации
На конференции выступили представители двух регионов — Москвы и Ульяновской области, которые строят информационные системы здравоохранения самостоятельно, не дожидаясь запуска федеральных сервисов.
Москва уверенно завершает внедрение облачной системы управления потоками пациентов в поликлиниках и готовится объявить конкурс на создание системы интегрированной медицинской информации (электронная медкарта). Для общественного обсуждения выложен в Интернет проект технического задания на систему персонализированного учета оказанных медуслуг. Затем придет очередь систем управления административно-хозяйственной деятельностью медучреждений и медицинскими регистрами.
В Ульяновской области тоже начали с электронной регистратуры, чтобы приучить медицинские учреждения к информационным технологиям, а затем приступили к автоматизации формирования счетов-реестров. Врач не будет вести электронную медкарту, если она не связана с финансовым функционалом, убежден Альберт Гайнутдинов, директор МИАЦ Ульяновской области. На будущее он смотрит с «осторожным оптимизмом»: как будут работать федеральные сервисы и сколько времени у регионов останется на их внедрение, пока неясно. Впрочем, сроки внедрения, скорее всего, будут продлены.
Регионы, создавшие собственные информационные системы для здравоохранения, могут столкнуться c куда более серьезной проблемой. Речь идет о санкциях за нецелевое использование бюджетных средств в случае, если региональные сервисы дублируют функционал федеральных. О том как их избежать, стоит задуматься уже сейчас, полагает Олег Симаков, ИТ-директор МИАЦ РАМН.