Александр Василенко: «В отличие от России, в Европе польза облаков уже не обсуждается, так как считается доказанной» |
«На нас производит сильное впечатление прагматизм российских заказчиков и их прямота. Эти факторы серьезно повлияют на организацию нашего бизнеса в России», — заявил Томас Кулевайн, вице-президент VMware в Центральной и Восточной Европе, на конференции VMware Forum 2012. По его словам, российский рынок очень важен для VMware, особенно с учетом сокращающихся возможностей для развития бизнеса в Европе. В России же, напротив, значительный рост использования технологий виртуализации лишь ожидается. Проникновение виртуализации в нашей стране оценивается на уровне 10%, что говорит об огромных перспективах.
Как подчеркивают в VMware, виртуализация — первый шаг на пути компаний в облака, однако это путешествие может быть довольно сложным. Важна трансформация подходов: виртуализация является лишь способом сокращения издержек и повышения эффективности использования оборудования. Облака же — это принципиально другая организация поддержки ИТ-сервисов.
По мнению Александра Василенко, руководителя российского офиса VMware, не следует начинать миграцию с перевода в облака бизнес-критичных приложений, хотя многие поступают именно так. Гораздо безопаснее стартовать с пилотных проектов внутри ИТ-департамента, в дальнейшем расширяя спектр охваченных сервисов.
Однако возможности ИТ-департаментов, традиционных монополистов в области предоставления ИТ-услуг, сильно ограничены, особенно в скорости предоставления новых сервисов. Именно поэтому облака начали восприниматься пользователями как альтернатива традиционным сервисам. В случаях наиболее критических конфликтов с ИТ бизнес-заказчики «голосуют рублем», и деньги идут напрямую облачным провайдерам, в обход ИТ-бюджетов. В результате ИТ-директора не несут ответственности за возникающие в ходе таких проектов проблемы, что стратегически неверно. Важна верная позиция ИТ-директоров: они должны занять место между бизнес-пользователями и облаками, выполняя роль брокера. Их задача – оптимально распределить сервисы между физической инфраструктурой и частными, а также публичными облаками.
Несколько интересных фактов миграции государственных организаций в облака привел Сергей Гоцуцов, руководитель ЦОД компании «Электронная Москва», созданного в августе 2011 года и предоставляющего услуги IaaS (инфраструктура как сервис) московским госучреждениям. Изначально в ЦОД планировалась традиционная архитектура, однако менеджеры столкнулись с лавинообразным ростом числа заказчиков, что предопределило потребность в использовании облачных платформ.
«Сейчас к нам приходит несколько новых приложений каждую неделю, что означает появление 10-15 новых виртуальных машин», — отмечает Гоцуцов. Кроме того, на мощностях ЦОД стало функционировать несколько критичных приложений, поддерживающих одновременную работу нескольких тысяч пользователей.
Основным инструментом управления инфраструктурой стало решение vCenter Operation Manager. Оно намного увеличивает эффективность использования аппаратных ресурсов, подобный результат никогда не сможет дать физическая инфраструктура. Произошло повышение надежности на уровне инфраструктуры, развертывание новых сервисов стало занимать буквально несколько минут. Наконец, централизованное управление более чем 400 виртуальными машинами позволяет обходиться очень скромным штатом сотрудников.
Согласно результатам исследования, проведенного VMware, европейские компании планируют в ближайшие полтора года потратить почти треть своих ИТ-бюджетов на облачные технологии, при этом более половины из них придают облачным проектам «критический» приоритет. Большая часть облачных решений реализуется в частных облаках и лишь 24% — в публичных.
Как признает Василенко, российский рынок значительно отличается от европейского. Во-первых, лишь 14% отечественных компаний считают облачные проекты приоритетными. «Отставание очевидно, — отмечает он. – В отличие от России, в Европе польза облаков уже не обсуждается, так как считается доказанной».
Разительная разница наблюдается и в видах используемых решений. В России, в отличие от более развитых стран, доминируют публичные облака.
«Возможно, это свидетельствует о недостаточной осведомленности», — полагает Василенко. Облачные сервисы у нас по умолчанию воспринимаются именно в публичном варианте. Но в ряде случаев, например когда речь идет о персональных данных, публичные облака использовать нельзя, и такое недопонимание вредит развитию облачного рынка в целом. Очевидно, от игроков рынка требуется в первую очередь просветительская работа.
Именно из-за общей незрелости рынка VMware пока не планирует продвигать в России собственное публичное облако, а больше полагается на решения партнеров.