Андрей Холодный: «Над продуктом 'Интерактивное телевидение' работали разработчики из разных стран, но самые сложные задачи решали российские специалисты» |
«Интерактивное телевидение» базируется на специально разработанной сервисной платформе Smartlabs, обладающей расширенным функционалом, что, как ожидается, позволит компании укрепить свои рыночные позиции. До присоединения к объединенному «Ростелекому» «дочки» холдинга «Связьинвест» предлагали собственные решения в области платного ТВ. Например, компания «Северо-Западный Телеком», которая стала подразделением «Ростелеком – Северо-Запад», с 2008 года продвигала в своем макрорегионе услугу «Авангард-ТВ» (в том числе, в пакете Triple Play). После появления у «Ростелекома» федерального продукта почти все пользователи «Авангард-ТВ» перешли на «Интерактивное телевидение».
Количество подключенных к IPTV абонентов «Ростелекома» и прежде росло очень быстро, иногда удваиваясь в течение года. С запуском «Интерактивного телевидения» темпы роста не упали. Если в марте 2012 года «Ростелеком» объявлял о наличии 800 тыс. подписчиков, то в начале июня их стало около 1 млн. (таким образом, за квартал прирост составил 200 тыс. подключенных домохозяйств). По словам вице-президента и коммерческого директора «Ростелекома» Павла Зайцева, до конца текущего года количество абонентов компании может превысить 1,5 млн. Доля оператора, по его собственным оценкам, на российском рынке платного телевидения составляет 60%.
Рост количества абонентов «Интерактивного телевидения» мог быть и выше, если бы не конкуренция со стороны операторов кабельного телевидения, которые, по мнению представителей «Ростелекома», работают с нарушениями.
«Особенно в регионах телевизионный сигнал часто передается кабельными операторами без необходимых платежей правообладателям, к тому же он низкого качества. Из-за этого цены на услуги таких участников рынка невысоки, а большинство россиян пока ориентируются главным образом на стоимость, чем на качество», — с сожалением отметил Андрей Холодный, директор проекта «Медийные продукты» в «Ростелекоме». Низкую скорость доступа в Интернет он не считает самым серьезным препятствием для продвижения пакета услуг.
Основная борьба с пиратством, как полагает руководство оператора связи, должна вестись правообладателями, хотя при возможности и соответствующих запросах «Ростелеком» будет способствовать выявлению нарушителей. Привлекать новых пользователей «Интерактивного телевидения» компания намерена прежде всего качеством, удобством и набором дополнительных сервисов.
Благодаря комплексному решению Smartlabs, у абонентов появилась возможность смотреть ТВ не только на телевизионном экране, но и на многих других устройствах — настольных компьютерах, смартфонах, ноутбуках, планшетах. При этом абонент может начать просмотр передачи или фильма на одном устройстве, а продолжить — на другом.
«Среднее количество экранов на одного пользователя постоянно растет. При этом время просмотра традиционного телевидения за последние пять лет сократилось на 20%. Эти тенденции мы учли, работая над новым комплексным решением, создавая интерфейсы для разных экранов, но с одинаковым сценарием управления при переходе с одного устройства на другое», — сказал Холодный.
Кроме того, разработчики учли результаты исследования, которое говорит о том, что телезрители, переключая каналы, как правило, уже имеют определенные предпочтения. Поэтому в Smartlabs предусмотрен выбор тематики с отражением на экране нескольких одноплановых передач на разных телеканалах. Помимо возможности поставить трансляцию на паузу предусмотрены такие дополнительные сервисы, как запись телеэфира, перемотка, архив передач и др. Абонентам доступно до 180 каналов в цифровом формате стандартного качества и 17 каналов HD. Контент формируется централизованно, но предусмотрено добавление местных телеканалов на уровне регионов.
«Интерактивное телевидение» — это не только телевидение. Одной из составных частей пакета услуг является развлекательный медиа-портал Zabava.ru, на котором имеется большой выбор легального контента: свыше 60 тыс. электронных книг, 8 тыс. игр, более 1 млн музыкальных треков, видео и ПО. В ближайшей перспективе, благодаря использованию облачных технологий, «Интерактивное телевидение» позволит клиентам «Ростелекома» получить «виртуальное пространство» для удобного хранения собственного легального контента размером до 7 Гбайт, с возможностью дальнейшего расширения.
«Ростелеком» разработал или заканчивает разработку аналогичных пакетов услуг для B2B. В ближайшем будущем компания начнет продвигать решения для гостиниц, баров, в частности, продукт «ТВ у босса».
Объем вложений в разработку продукта «Интерактивное телевидение» компания не раскрывает. Холодный сообщил лишь то, что он намного больше миллиона долларов, а над решением работали специалисты различных стран. Однако самые сложные задачи решали российские разработчики.