Одд Джонни Винге: «В решения для совместной работы пойдут основные ИТ-инвестиции текущего десятилетия». Источник: Cisco |
По его словам, если сегодня к сети подключено 13 млрд устройств, то к 2020 году их число увеличится до 50 млрд, а значит, на каждого человека будет приходиться по шесть подключенных устройств. При этом за счет роста популярности видеоприложений объем всего передаваемого по сетям трафика уже к 2014 году увеличится в четыре раза. Чтобы справиться с таким ростом, по мнению Винге, необходимы интеллектуальные сетевые инфраструктуры, которые способны обеспечить контекстно-зависимую обработку трафика с учетом особенностей оконечных устройств, их местоположения и предпочтений, указанных пользователями.
По таким сетям смогут эффективно работать даже самые требовательные к качеству обслуживания (QoS) приложения и сервисы; они и помогут выполнить основную миссию, которую возложила на себя Cisco: изменить то, как мы работаем, живем, играем и учимся. Понятно, что видеокоммуникации будут играть ключевую роль в осуществляемых изменениях. В настоящее время такие коммуникации в Cisco рассматривают как один из важных инструментов для поддержки совместной работы. После покупки Tandberg и проведения некоторой внутренней реструктуризации в компании сформирована технологическая группа Collaboration («Технологии для совместной работы»), которая вобрала в себя системы объединенных коммуникаций, собственные видеорешения Cisco и разработки Tandberg.
«В решения для совместной работы пойдут основные ИТ-инвестиции в текущем десятилетии, — считает Винге. — Работая вместе, люди способны делать удивительные вещи. Мы даем инструменты и создаем коммуникационную среду, чтобы достичь этого». Здесь следует заметить, что инвестиций потребуют не только сами системы Collaboration, но и сетевая инфраструктура. Представители Cisco предупреждают, что стоимость самих систем поддержки совместной работы может оказаться существенно ниже расходов на необходимую для их нормальной работы модернизацию инфраструктуры.
В недавнем отчете Gartner компания названа лидером на рынке объединенных коммуникаций. Чуть ниже ее в знаменитом магическом квадранте Gartner расположился главный конкурент на этом рынке — Microsoft. Комментируя конкуренцию с ней, представители Cisco подчеркнули, что для предоставления действительно эффективных решений в данной области, включая видеосвязь, помимо программных систем необходимы еще и аппаратные платформы.
Винге отмечает, что компания лидирует по всем основным направлениям, формирующим решения Collaboration, включая корпоративную телефонию (установлено 50 млн IP-телефонов), системы телеприсутствия и ВКС (более 700 тыс. конечных точек) и сервисы веб-конференций, предоставляемые по модели SaaS (WebEx — второй по масштабу облачный сервис для корпоративных пользователей после Selesforce.com). Причем по одному из названных направлений у Cisco одни конкуренты, по другому – другие, по третьему – третьи. На рынке нет компании, которая была бы столь же сильна во всех обсуждаемых областях, что позволяет Cisco занимать уникальное положение на рынке.
Лидерство на рынке ВКС (или Telepresence, согласно терминологии Cisco) компания обеспечила себе, купив в 2010 году Tandberg. Ее Центр исследований и разработок, расположенный рядом с Осло в городке Лисакер, стал крупнейшим европейским научным хабом Cisco. Надо сказать, что норвежцы (а их в центре большинство) исповедуют довольно-таки оригинальные принципы разработки. Их журналистам представил бородатый варяг Олве Маудал, сама должность которого – министр знаний (Minister of Knowledge) Cisco Systems in Norway – звучит довольно необычно. В частности, он полагает, что документирование – это крайне неэффективная форма поддержки разработок, призывая вместо заполнения формуляров больше общаться «лицом к лицу»; собственно, этот принцип естествен для создателей систем видеосвязи. Также важным элементом формирования креативной среды, по его мнению, является предоставление возможности расслабиться — неудивительно, что во многих помещениях центра, наряду с кучей аппаратуры, установлены бильярдные столы.
Маудал видит огромную пользу от «эффекта наблюдателя» и предлагает с оптимизмом воспринимать даже неудачи (которые неизбежны в процессе создания новых решений), но при этом считает необходимым ограничивать инновации, чтобы причуды фантазии не привели к напрасно потраченным времени и средствам. Призывая следовать принципам, а не процессам, министр знаний негативно относится к заранее определенным планам, рекомендуя не торопиться с принятием окончательных решений. «У каждого есть план, пока он не получит кулаком в нос», — цитирует он Майкла Тайсона, но при этом советует находиться в состоянии непрерывного планирования. По мнению Маудала, ключом к созданию действительно успешных продуктов служит умение хорошо ориентироваться в хаосе разработок.
На вопрос о том, насколько эти принципы соотносятся с принятыми в Cisco, представители норвежского подразделения компании ответили, что в ней нет единой культуры разработок. Исторически Cisco формировалась путем покупки большого числа компаний, а потому в ней трудятся много очень разных команд разработчиков. Идет постоянный обмен идеями между этими командами, что способствует появлению успешных новинок.
То, что выработанные в Tandberg принципы исследований и разработок дают эффект, свидетельствует не только успешный бизнес компании, но и большое число разнообразных наград за дизайн продуктов, которыми заставлены холлы зданий центра в Лисакере. Стремясь довести любой продукт до идеала и скрупулезно относясь к мелочам, его сотрудники выступают настоящими перфекционистами. Небольшой пример: в центре не используют понятие «задняя сторона» терминала ВКС, называя ее «второй лицевой стороной». Они поясняют, что, когда посетитель входит в офис любой компании, первое, что он видит, – это задняя часть монитора секретаря, поэтому ее также надо сделать максимально привлекательной. Согласно планам, в 2013 году дизайн Tandberg будет перенесен на все продукты технологической группы Collaboration, включая телефоны.
В самой Cisco видеоконференц-связь стала уже привычным инструментом. За полдня моего пребывания в центре к различным презентациям и демонстрациям регулярно подключались удаленные эксперты. Пару щелчков мыши, и к разговору в конференц-комнате подключается специалист Cisco, который по семейным обстоятельствам вынужден работать на самом севере Норвегии – за 1000 км от Осло. Еще один видеозвонок, и о сети ВКС компании DNV – ведущего международного поставщика услуг по управлению рисками — рассказывает ее менеджер, находящийся в Китае. В этой сети насчитывается более 60 систем ВКС старшего класса, а ежемесячная продолжительность сеансов ВКС доходит до 2000 часов (параллельно может проходить несколько конференций). Экспертов из соседнего здания, расположенного в нескольких сотнях метров, тоже подключают по видеосвязи. Часть из них в момент звонка перемещаются по офису – поэтому сеанс видеосвязи они начинают со своих смартфонов, но предпочитают быстро добраться до ближайшего фиксированного терминала, чтобы общение стало более комфортным. Что и говорить, общаться по видео, находясь в движении, не очень удобно, да и не очень безопасно. Хотя технологически никаких преград для мобильной видеосвязи уже нет.