Развитию рынка комплексного управления печатью препятствует и консервативность руководства потенциальных клиентов, и распространенность совместимой «расходки». Источник: Xerox |
Доминируют на нем, полагают аналитики, Xerox и Hewlett-Packard, которым принадлежит более половины рынка, заметен и ряд российских компаний.
Как полагают в IDC, ситуация может измениться количественно и качественно с приходом западных операторов. Однако они, по словам Юрия Белова, ведущего аналитика российского IDC, «оценивают ситуацию и просчитывают риски», которые пока видятся слишком высокими. Особенно с учетом того, что аутсорсинговые контракты предполагают длительное сотрудничество, а у нас высокорисковым считается инвестирование на срок более полугода.
На пути развития бизнеса уже действующих операторов и вендоров стоит несовершенство законодательства в области проведения тендеров и удержания выигранной сделки. Со своей стороны, полагает Белов, потенциальные клиенты пока не доверяют аутсорсингу, в частности опасаются рассекречивания корпоративных данных. Среди других причин, отмеченных им, «утрированное представление руководителей предприятий о затратах на печать"; неприятие перемен сотрудниками, в том числе теми, кто ответствен за функционирование ИТ-систем; распространенность низкосортной дешевой перезаправки.
«Хотя наши оценки рынка более консервативны, в показателях роста наша точка зрения совпадает с IDC, — говорит Алексей Плотников, директор по маркетингу Xerox EurAsia. — Сегодня только примерно 5% расходов на офисную печать в сегменте крупного бизнеса приходится на услуги аутсорсинга. В условиях когда потенциальные клиенты проявляют все больше внимания к услугам MPS и растет активность провайдеров, в 2014 году этот показатель может увеличиться до 13-15%». Ну а пока более 90% рынка делят между собой три-четыре игрока, отмечает Плотников.
«Что касается крупных западных операторов, к которым в первую очередь следует отнести вендоров, то практически все они уже присутствуют в России, — полагает Плотников.— Другое дело, что их позиции на рынке разные — как по занимаемой ими доле рынка, так и по развитости инфраструктуры оказания услуг».
Игорь Пасюков, руководитель отдела продуктового маркетинга устройств печати Printing and Personal Systems Group, российского представительства Hewlet-Packard, тоже отмечает рост рынка MPS. «Безусловно, такая модель, подразумевающая аутсорсинг услуг печати, привлекательна для определенного сегмента заказчиков, — говорит он. — Прежде всего для крупных заказчиков, которые стремятся сэкономить на непроизводительных для их бизнеса расходах, особенно в условиях экономической неопределенности». Сдерживающими факторами он считает то, что окупается подобный вид услуг только при определенных объемах печати. «Вряд ли малый бизнес будет переходить на аутсорсинг услуг печати», — считает Пасюков.
Немного другой взгляд на источник экономии у Сергея Лебедева, директора по маркетингу «ОКИ Системс Рус». «Печать как услуга в наших условиях имеет смысл только для больших компаний, содержащих собственный технический департамент, сокращение которого и позволяет ощутить экономию, — полагает он. — Большинство же малых компаний скорее предпочтут экономить путем использования альтернативных расходных материалов». Например в Европе «печать как услуга» популярна потому, что там подавляющее большинство малых предприятий пользуются оригинальными расходными материалами.
Однако Лебедев уверен, что рынок MPS продолжит расти — еще велико количество крупных компаний, способных увидеть выгоду от аутсорсинга печати. Насыщение, по его оценке, со временем произойдет, но два-три года роста в запасе есть. И именно сейчас все вендоры активизируются в этой области, стараясь отхватить свой кусочек пирога.
По словам Юлии Козыревой, руководителя отдела маркетинга компании Ricoh Rus, ее компания собирается активизироваться на российском рынке услуг управления печатью. На нем действительно пока нет западных операторов, предпочитающих обслуживать уже сформировавшийся спрос, в то время как вендоры готовы инвестировать в развитие спроса и продвижение услуг аутсорсинга печати среди потенциальных заказчиков.