Виталий Солонин полагает, что сотовые операторы хотят заблокировать Skype, поскольку они теряют доходы из-за этого сервиса |
Сейчас в мире, по данным ассоциации Global mobile Suppliers Association (GSA), насчитывается около 500 операторов, предоставляющих услуги LTE миллиарду пользователей. В России тоже действуют несколько LTE-сетей, которые пока на ограниченной территории предоставляют доступ к Интернету с помощью USB-модемов или планшетов ( см., например, «В Интернет на четвертой скорости», Computerworld Россия, № 21, 2012).
Следует отметить, что технология LTE развивается уже в течение семи лет, но только в 2012 году в России были распределены частоты для этой технологии и операторы начали переход к 4G. Сама аббревиатура LTE расшифровывается как Long Term Evolution, что обычно переводится как «дальнейшее развитие мобильных технологий». При этом есть два варианта стандартов: с разделением по частоте (FDD) и с разделением по времени (TDD). В каждом варианте определены несколько диапазонов частот. В России четыре оператора — «Ростелеком» и «большая тройка» — получили частотные присвоения в двух диапазонах — 700 и 800 ГГц, однако на рынке отсутствует оборудование под них. Поэтому каждый оператор предлагает своим клиентам не только услугу, но и устройство, которое работает в определенном диапазоне и поддерживает выбранный метод кодирования сигнала. И каждый поставщик услуг вынужден заказывать на китайских фабриках специальные модели устройств, работающих именно с его сетью. Перенастроить такие устройства для работы в сетях другого оператора, как правило, невозможно. Характерно, что отечественные операторы пока не знают, будет ли в их сетях работать модуль LTE, заявленный в iPhone 5. В целом ситуация напоминает ту, что сложилась на заре GSM, — тогда тоже были разные стандарты для трех частотных диапазонов.
Основным сервисом, которые сейчас можно получить в сетях LTE, является передача данных, в то время как в сетях GSM по-прежнему основной доход операторам приносят голосовые сервисы. А для LTE передача голоса является одним из возможных приложений, которое может быть реализовано на базе технологии VoLTE/HD (Voice over LTE/High Definition). Она предусматривает передачу звука высокого качества в диапазоне частот от 50 Гц до 7 КГц. Однако телефонов с поддержкой VoLTE на рынке до сих пор нет, и непонятно, будет ли кто-то разрабатывать их под принятое в России разделение частотного спектра.
Отсутствие поддержки голосовых сервисов в LTE приводит к тому, что операторы опасаются неприятных сюрпризов от сетей 4G. Ведь операторы могут превратиться из поставщиков высокоприбыльных сервисов во владельцев малодоходной транспортной инфраструктуры, в которой голосовые сервисы будут предоставляться поверх действующих сетей провайдерами IP-телефонии. То есть сотовые компании затратят гигантские средства на дорогостоящую инфраструктуру LTE, а основные доходы за услуги будут получать операторы цифровой телефонии, цифрового телевидения и поставщики других дополнительных сервисов. Эта тенденция прослеживается в существующих сетях третьего поколения мобильной связи. Виталий Солонин, руководитель департамента беспроводных технологий аналитического агентства J'son & Partners, заметил: «Уже сейчас доходы операторов от голосовых услуг и SMS начинают снижаться из-за перехода мобильных клиентов на такие сервисы, как Twitter и Skype».
А наиболее привлекательным сервисом для будущего LTE эксперты называли мобильное телевидение. Однако с его развитием могут возникнуть проблемы из-за непостоянного качества сигнала и высокой нагруженности сетей в часы пик. К тому же мобильные операторы никогда всерьез не занимались телевизионным бизнесом. И теперь им кроме построения новой сети нужно будет осваивать новые рынки, тратя на это дополнительные средства. Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи, уверен: «Время для LTE еще не наступило. Нужно подождать еще года два-три, и ситуация прояснится».