Будущие ИТ-профессионалы должны не только иметь доступ к самым последним практикам в области ИТ, но и получать их по-новому — так считают участники научно-практической конференции, прошедшей в МГУ |
В Москве прошла очередная, уже седьмая по счету научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование». Как и годом ранее, на ней был рассмотрен целый ряд проблем, в том числе касающихся современных методов в образовании, включая технологии электронного обучения, а также состоялся обмен опытом в ряде областей. Речь идет об исследованиях и разработке новых ИТ-приложений, научном программном обеспечении в образовании и науке; параллельном и распределенном программировании и т. д. На конференции присутствовали преподаватели российских вузов и представители ИТ-компаний, которые в очередной раз обсудили, как же все-таки надо готовить ИТ-кадры в современной России.
Обреченные догонять
Проблема нехватки квалифицированных ИТ-специалистов и возможности ее решения ожидаемо стала одной из центральных тем на конференции. Об этом, в частности, говорил советник российского отделения Microsoft по вопросам образования Александр Гаврилов. Он отметил, что потребность в ИТ-специалистах постоянно растет, а количество грамотно подготовленных вузами выпускников, напротив, снижается, что приводит к усугублению дефицита соответствующих кадров, который на сегодня составляет около миллиона человек.
Основным препятствием на пути подготовки ИТ-специалистов является слабая связь между профессиональными и образовательными стандартами. Вузы при этом оказываются в заведомо невыигрышной ситуации, поскольку вынуждены следовать за требованиями в сфере ИТ, которые меняются чрезвычайно динамично. Для подготовки грамотного специалиста по соответствующим реалиям образовательным стандартам (которых зачастую и нет) требуется не менее семи лет, считает Гаврилов, а кадры нужны уже сегодня. Если посмотреть на список актуальных ИТ-специальностей, то можно увидеть, что ни одной из пяти наиболее востребованных сегодня профессий пять лет назад попросту не существовало. В качестве примера он привел облачные вычисления – крайне актуальную сейчас тему в ИТ, при этом отметив, что в России нет вуза, где готовили бы специалистов по этой области. По мнению Гаврилова, каждый профильный вуз должен сейчас ставить более высокую упреждающую планку и ориентироваться на потребности будущего, а не только настоящего.
Учитывая скорость обновления информационных технологий, становится понятно, что вузам одним не справиться, им необходима поддержка со стороны компаний. Причем это должна быть разносторонняя поддержка – от разработки методических пособий и создания образовательных ресурсов до предоставления доступа к актуальным ИТ-инструментам и организации производственной практики, подчеркнул Гаврилов. В частности, Microsoft предоставляет бесплатный доступ студентов и аспирантов к лицензионным версиям инструментов для разработки и дизайна в рамках проекта DreamSpark, дает возможность преподавателям бесплатно пользоваться платформой облачных сервисов Windows Azure и материалами учебной библиотеки, созданной Microsoft.
От лекций к клипам
Меняются и сами студенты. Как отметил Гаврилов, редкий из них не является обладателем компьютера и мобильного телефона, почти все имеют доступ к Интернету, а 15% находятся в онлайне постоянно. Изменились и способы восприятия информации, добавил директор учебного центра «Сетевая академия» компании ЛАНИТ Дмитрий Изместьев, люди привыкают к коротким, «клиповым» способам восприятия информации и с трудом могут сосредоточиться на продолжительный период времени. Это, по мнению Изместьева, следует учитывать при выборе методов обучения. В частности, в «Сетевой академии» сейчас используют новые методы разработки и подачи электронного образовательного контента. Подход, принятый здесь, адаптирован для обучения взрослых слушателей «эпохи Интернета», подчеркнул Изместьев; это короткие пятиминутные обучающие видеоролики с динамичной сменой кадра, перемежающиеся с другими видами учебной деятельности, – вопросы к слушателям, дискуссии, тесты и т. д. Такой подход позволяет дольше удерживать внимание студентов и, как следствие, повысить эффективность обучения, полагает Изместьев.
Фундамент или практика
Однако далеко не все представители вузов согласны с тем, что их основной задачей становится формирование у студентов преимущественно практических навыков. Это ярко показала дискуссия, развернувшаяся в рамках круглого стола, посвященного состоянию и направлению развития методического обеспечения национальной системы ИТ-образования. Принявшие в ней участие преподаватели в целом выступали за разграничение обязанностей вуза и ИТ-компаний, с ним сотрудничающих. По их мнению, ключевой обязанностью учебных заведений остается обеспечение студентов набором фундаментальных знаний, который, несмотря на бурное развитие технологий, в основе своей неизменен.
Что же касается конкретных практических знаний, то их, полагают представители вузов, должны нести сами ИТ-компании. Фактически именно эта модель уже успешно апробирована и применяется большинством российских вузов и на практике доказала свою состоятельность – к такому выводу пришли участники круглого стола.