Computerworld Россия опросил представителей ряда ведущих компаний об их прогнозах относительно насыщения рынка мобильными устройствами, «передела» рынка между его различными сегментами, о проблемах, встающих перед системными интеграторами с ростом популярности концепции BYOD и т. д. И конечно, о влиянии на этот рынок выхода новой операционной системы Microsoft – Windows 8.
В 2011 году, по данным IDC, Россия стала самым крупным рынком ПК в регионе EMEA: за отчетный период в нашей стране было продано около 12,9 млн устройств, причем почти две трети, 8,44 млн, составили портативные компьютеры. Вырос и объем продаж смартфонов – он достиг 8,7 млн штук (21,2% всего рынка мобильных телефонов).
«Рынок десктопов сдался под напором высокой конкуренции со стороны ноутбуков. Ценовая разница между устройствами в данных формфакторах уже не столь значительна, как раньше, и потому предпочтение отдается более легким, мобильным решениям«, – отметила, комментируя итоги, Зарина Камытбаева, старший аналитик IDC.
В 2012 году тенденция сохранилась – во втором квартале, например, на один проданный десктоп приходилось 3,6 ноутбука и 0,8 планшета (продажи последних выросли вчетверо по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Рост популярности мобильных устройств, прогнозирует Александр Загнетко, руководитель программы «Корпоративные системы», продолжится в ближайшие пять лет как на российском, так на мировом рынке.
Сергей Грибанов, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu в России и СНГ, полагает, что весьма существенное влияние на соотношение продаж стационарных и мобильных устройств оказывают планшеты. Вячеслав Назаров, директор департамента «Ноутбуки, планшеты, десктопы» компании «Марвел», считает, что уже по итогам 2012 года планшетов будет продано больше, чем стационарных ПК. При этом в корпоративном секторе, считающемся «последним прибежищем» десктопов, процесс »мобилизации» только начался. Этот сектор, при всей своей консервативности, также будет понемногу отказываться от ПК в пользу мобильных устройств и тем самым отодвигать момент насыщения сегментов ноутбуков, планшетов и смартфонов в будущее.
Оказать противодействие всеобщей «мобилизации» могут пока устройства малораспространенных формфакторов. Михаил Сидоренко, директор по развитию продуктов «Персональные системы Хьюлет-Паккард Россия», склонен думать, что ими станут в первую очередь моноблоки. «За счет этого сегмент десктопов стагнирует, то есть не растет, но и не падает», — говорит он. Михаил Ярошевский, директор по развитию компании MICS, тоже считает, что будущее настольных систем – за моноблоками, причем как в домашнем, так и в корпоративном секторе. Денис Минов, менеджер по маркетингу потребительского направления Dell Россия, также придерживается мнения, что для многих крупных корпораций более актуален переход на тонкие клиенты, чем на мобильные решения. А Сергей Синицын, директор департамента мобильных устройств OCS Distribution, полагает, что ПК будут потеснены кроме моноблоков еще и неттопами.
Впрочем, все традиционно сходятся во мнении, что перераспределение на рынке настольных систем будет сказываться лишь на продажах в самые бюджетные или нишевые сегменты. И, получается, некоторое равновесие наступит только тогда, когда мобильные устройства станут массовым продуктом и в домашнем, и в корпоративном секторе. Например, Павел Василенко, руководитель направления коммерческих ПК и ноутбуков компании Acer, отводит на это всего пару лет.
Поскольку корпоративный сектор, по единодушному мнению, в использовании мобильных устройств отстает от пользовательского и в России, и в мире, то применительно к нему о насыщении спроса говорить и вовсе смысла нет.
«Мы видим устойчивый рост интереса наших заказчиков к использованию мобильных устройств, — говорит Константин Тихановский, руководитель отдела сетей и телекоммуникаций компании «Инлайн Груп». — Если раньше запросы ограничивались реализацией мобильного доступа для привилегированной группы пользователей и к очень ограниченному набору сервисов, то сегодня необходимы более универсальные решения, обеспечивающие доступ с мобильного устройства для широкого круга пользователей к значительно большему набору сервисов».
Антон Новоселов, эксперт Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет», отметил, что, по данным Juniper Research, количество используемых в корпоративном сегменте мобильных устройств в ближайшие несколько лет может увеличиться более чем в два с половиной раза и что многие крупнейшие производители мобильных устройств намерены сделать свои устройства более привлекательными для корпоративного сектора.
Сергей Орлик, директор Центра мобильности компании «АйТи», считает, что спрос на включение мобильных устройств в корпоративный ландшафт уже достигает критической отметки. «А это означает, что мы находимся только в начале массовой «мобилизации» бизнеса», – говорит он.
Изменения «внутри»
На самом растущем мобильном рынке тоже происходит передел сфер влияния. Как полагает Загнетко, из всех сегментов клиентского оборудования наиболее высокие темпы роста демонстрирует сегмент планшетов — к 2017 году он увеличится в нашей стране в три раза по сравнению с показателями 2012 года.
Еще относительно недавно самым быстрорастущим сегментом мобильного рынка были нетбуки, однако теперь, по общему мнению, именно они стали главной жертвой планшетов, поскольку и те и те — недорогие и не очень производительные устройства, предназначенные в первую очередь для потребления информации, а не для ее создания. Другим врагом нетбуков, как указывает Василенко, являются смартфоны, которые «отъедают» их долю рынка «снизу». Впрочем, границы между планшетами и смартфонами, отметил Ярошевский, довольно размыты: диагональ смартфонов приближается к пяти дюймам, а планшетов, наоборот, уменьшается к семи. Так что не исключено появление и 6-дюймовых устройств. И к какому классу их отнести, будет неясно.
Ярошевский также отметил, что растет интерес к ультрабукам, которые все еще находятся в высокой ценовой категории, из-за чего пока не попали в сегмент массового спроса. По его наблюдениям, устойчивым спросом продолжают пользоваться 15-дюймовые ноутбуки, а 17-дюймовые понемногу вытесняются моноблоками.
Верит в перспективы ультрабуков и Назаров. «В перспективе этот формфактор будет стремительно развиваться, – говорит он. – Однако пока в конкуренции за бюджет потребителя чаще выигрывают планшеты и смартфоны». И уже в 2013-2014 годах рынок смартфонов станет больше рынка ноутбуков, по крайней мере в рознице, полагает он.
Минов также констатирует, что, по данным некоторых опросов, уже 14% пользователей, подумывающих о покупке планшета, не собираются приобретать ноутбук вообще. И, согласно некоторым исследованиям, пользователи, имеющие дома как ноутбук (или ПК), так и планшет или смартфон, чаще выходят в Интернет с карманного устройства.
Сидоренко напротив, считает, что кардинального перераспределения предпочтения потребителей от ноутбуков к смартфонам и планшетам нет. Так как они давно представлены на рынке и стали привычным инструментом и в корпоративной среде, и у конечных пользователей.
С тем, что пока «классические» ноутбуки остаются крупнейшим сегментом рынка мобильных устройств, никто не спорит. Больших перемен многие ждут от Windows 8.
«Windows 8, скорее всего, со временем вызовет существенную перестановку», – прогнозирует Синицын. По его мнению, лучше всего новая ОС проявит себя на бизнес-планшетах, и именно в этом секторе она способна завоевать значительную часть рынка.
Ярошевский полагает, что важные сдвиги на рынке могут произойти уже в 2013 году, когда рынок наполнится большим количеством устройств для Windows 8.
Минов, напротив, склоняется к мнению, что сенсорные технологии, появившиеся с выходом новой ОС и на ноутбуках, смогут придать соответствующему рынку дополнительную динамику.
Несостоявшийся бум
В мире информационных технологий нынешний год — не в последнюю очередь год выхода Windows 8. Однако, несмотря на все усилия Microsoft и многочисленные анонсы устройств под новую ОС, значимого влияния на рынок ни ожидание новинки, ни ее выход пока не оказали. «Многие игроки рынка отмечали, что в ожидании выхода Windows 8 потребители откладывали закупку оборудования, – указывает Загнетко, — но едва ли можно говорить о том, что сформировался значительный отложенный спрос».
Причин тому называется несколько. Например – популярность Windows 7. «По нашим данным, ожидание Windows 8 никак не повлияло на результаты первых трех кварталов, – говорит Василенко. — Windows 7 была достаточно удачной, и переходить на новую ОС люди не спешат». И если конечных пользователей привлечет сенсорный интерфейс, и в сегменте планшетов, где пока доминируют iOS и Android, возможны перемены, то корпоративный сектор, по его словам, до сих пор в процессе перехода с Windows XP на Windows 7 и еще не скоро заинтересуется Windows 8.
На продажи новой операционной системы, считает Синицын, также повлияло то, что ей досталось не лучшее время для старта: «Рынок ноутбуков насыщен, склады затоварены, покупательская способность снижена». Впрочем, полагает он, «дальше будет лучше», и к концу первого квартала 2013 года можно будет уже попытаться оценить ее влияние на рынок.
С ним согласен Назаров: «На фоне других проблем рынка, связанных, например, со значительной переоценкой спроса или фактическим отсутствием сезонного роста, ожидание Windows 8 оказало минимальное воздействие». Поэтому, по его мнению, выход новой ОС не вызвал заметного оживления ни среди конечных пользователей, ни среди реселлеров, ни среди вендоров. Впрочем, в дальнейшем, добавляет он, Windows Phone 8 способна придать дополнительное ускорение рынку смартфонов, а прекращение обслуживания Windows XP, на которой функционирует львиная доля российских систем, несомненно, повлияет на рынок.
Играет свою роль, как полагает Ярошевский, и человеческий фактор: «На темпах проникновения Windows 8 должна сказаться и скорость привыкания потребителей к работе с сенсорными экранами, как это в свое время было с тачпадами в ноутбуках». Кроме того, заметного всплеска интереса к новой ОС не отмечалось и в силу специфики продукта, рассчитанного на класс устройств, которых пока еще мало на рынке.
Впрочем, все отмечают, что ситуация может измениться уже вы ближайшее время. Минов таковым считает конец этого – начало следующего года, остальные респонденты думают, что существенных перемен стоит ждать в течение 2013 года.
Борьба нового против всех
Windows 8 предстоит нелегкая борьба. В сегменте настольных устройств – с родственными Windows 7 и даже Windows XP, в сегменте мобильных – с iOS, Android и… собственной не вполне удачной предысторией. В мобильном сегменте, впрочем, надо отметить, Россия гораздо более «Windows-ориентированная» страна, чем мир в целом
Распределение российского рынка настольных ОС | Распределение российского рынка мобильных ОС | ||
Windows 7 | 52 | iOS | 58 |
Windows XP | 36,7 | Android | 19 |
Mac OS X | 5,47 | Java ME | 16,8 |
Windows Vista | 3,5 | Symbian | 3 |
Linux | 1,56 | Windows Phone/Mobile | 1,91 |
Windows 8 | 0,61 | Остальные | 1,29 |
Остальные | 0,06 | ||
Источник: Net Applications, октябрь, 2012 | Источник: Net Applications, октябрь 2012 |
Привычки пользователей против корпоративных стандартов
Мнения интеграторов относительно перспектив новой ОС в корпоративном мобильном секторе весьма различны.
Артем Панин, эксперт отдела инфраструктурного программного обеспечения IBS Platformix, полагает, что выпуском Windows 8 корпорация Microsoft дала понять, по какому курсу она собирается идти в ближайшее время. «Мы склонны ожидать, что через какое-то время вполне вероятно появление «стандарта Windows 8» у некоторых наших корпоративных заказчиков, – говорит он. — Microsoft может предложить то, что не могут предложить ее конкуренты,– решения сразу для всех необходимых типов устройств».
Сергей Орлик, директор Центра мобильности компании «АйТи», тоже считает, что у Windows 8 есть хорошие шансы занять определенную долю рынка мобильных устройств, однако скорее в силу сложившейся многолетней привычки корпоративного сектора к Windows.
Напротив, Антон Новоселов, эксперт Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет», отметив, что на рынке мобильных систем «нового поколения» (планшетов и смартфонов) доля Microsoft довольно низка, высказывает мнение, что в ближайшие несколько лет положение не изменится, лидирующие позиции сохранятся за Android и iOS: «Microsoft, вероятнее всего, не сможет оказать существенного влияния на развитие мобильных технологий и формирование новых тенденций в обозримом будущем».
Константин Тихановский, руководитель отдела сетей и телекоммуникаций компании «Инлайн Груп», указывает, что, с одной стороны, с выходом Windows 8 у Microsoft появляется возможность создать законченную, комплексную инфраструктуру, обеспечивающую решение большинства задач корпоративной мобильности. «Однако следует учесть, что в популярной сегодня концепции BYOD именно пользователь, а не компания-работодатель определяет состав мобильных устройств и используемых ОС, – уточняет он. — И пока перспективы Microsoft на этом рынке неясны, можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы доля мобильной техники под управлением семейства ОС Windows 8 будет небольшой».
При этом, хотя в Windows 8 реализована поддержка сторонних MDM-систем (Mobile Device Management, система управления мобильными устройствами. – Прим. ред.), использование стороннего решения по управлению мобильными устройствами, по мнению Тихановского, может нивелировать плюсы от использования Windows 8 как части комплексной инфраструктуры от Microsoft.
В целом ситуация, как видно, парадоксальная. Для того чтобы попасть на предприятия, мобильная Windows 8 должна будет завоевать симпатии конечных пользователей. Если же на предприятии не захотят поддерживать другие операционные системы, кроме Windows, то пользователям придется или перейти на общий стандарт, или отказаться от так ценящейся сейчас мобильности.
Проблемы роста
Как правило, при обсуждении применения мобильных устройств в корпоративной среде упоминаются две основные проблемы — поддержание «зоопарка» различных устройств и обеспечение безопасности. Не появилось ли новых по мере роста применения в бизнесе ноутбуков, смартфонов и планшетов?
Новоселов считает, что проблемы с обеспечением безопасности по-прежнему остаются важнейшими: «Необходимость повсеместного оперативного контроля доступа сотрудников и контрагентов, утечки конфиденциальной информации с утерянных устройств, выполнения требований регуляторов – вот некоторые из основных проблем, с которыми так или иначе предстоит столкнуться директорам информационных служб».
Орлик, напротив полагает, что, хотя обеспечение безопасности остается одной из ключевых задач, зачастую восприятие этой проблемы бывает излишне гипертрофировано: «На сегодня основной проблемой скорее является готовность принять новую реальность — пользователи работают со множеством устройств, а не только с традиционным ПК или ноутбуком — и сделать соответствующие шаги по обеспечению их комфортной и продуктивной работы с мобильных устройств».
Тихановский, также отметив важность «старых» проблем, обратил внимание на то, что, по мере того как мобильная работа становится распространенной, обеспечение ее непрерывности становится критичным для бизнеса компании. К чему не всегда готова служба поддержки, корпоративные политики и регламенты, а также техническая инфраструктура и приложения.
В части инфраструктуры, например, важно заранее обеспечивать ее готовность к быстрому росту количества подключенных к корпоративной сети устройств, обеспечить качество самой инфраструктуры (например, устойчивое покрытие сети Wi-Fi), предусмотреть рост нагрузки на каналы связи, обусловленный использованием не только корпоративных приложений и контента.
Панин к числу актуальных добавил «смежную» проблему – с облачными хранилищами: «Чем больше у пользователя устройств, тем больший интерес он проявляет к получению общего хранилища для данных устройств. И это вопрос, о котором стоит задуматься не в последнюю очередь при интеграции пользовательских устройств, в противном случае «зоопарк» решений станет больше, а вопросы безопасности могут быть намного острее».