DSRC устойчивее других способов передачи данных при работе на движущемся объекте. Источник: Componentality |
Представленная технология настолько новая, что о ее конкретном практическом применении можно пока говорить лишь в виде предположений. Да и компания Componentality совсем молодая — она создана в 2009 году.
FlexRoad позволяет оперативно развертывать однораноговую (mesh) сеть на базе DSRC-связи (стандарт 802.11p, который называют автомобильным Wi-Fi). Особенность и основное преимущество такой сети заключается в том, что она функционирует без базовых станций, путем передачи сигнала с одного объекта на другой. В транспортной сфере — прежде всего с одного автомобиля на другой, хотя для лучшего покрытия и получения дополнительной функциональности может потребоваться установка DSRC-устройств на стационарных объектах. Например, такое устройство, встроенное в светофор, может обеспечить его автоматическое переключение на зеленый свет при приближении определенного вида транспорта (полиции, скорой помощи, пожарной команды и других служб).
Пока без стандартов и правил
Стандарт DSRC, как и технология FlexRoad, также является новым (ему около четырех лет). До сих пор проходит его международная стандартизация и формируются требования к устройствам, которые в нем работают. Завершение этой работы ожидается в первом квартале 2013 года.
В России протокол 802.11p вообще не упоминается в каких-либо нормативных актах. По словам заведующего кафедрой беспроводных телекоммуникаций НИУ ИТМО Владимира Григорьева, для использования DSRC-устройств относительно небольшой мощности специального разрешения не нужно. Поэтому небольшую сеть на базе технологии FlexRoad можно построить, не нарушая законов.
«Для полноценного использования технологии требуется разработка решения ГКРЧ и нормативного правового акта, устанавливающих правила применения радиоэлектронных средств стандарта 802.11р в России. Также необходимо исследование вопросов электромагнитной совместимости технических средств в диапазонах функционирования автомобильных сетей», — говорит Григорьев.
Области применения
Изначально технология DSRC задумывалась для предотвращения столкновений. Если их удастся свести к минимуму, то полезность данного вида связи будет сложно переоценить. В настоящее время все технические вопросы, которые позволят по крайней мере значительно снизить риски возникновения столкновений, вполне решаемы.
Автоконцерны уже демонстрируют модели автомобилей, которые способны автоматически реагировать на критическую ситуацию на дорогах. Однако система предотвращения столкновений найдет практическое применение только тогда, когда все транспортные средства в городе будут оборудованы DSRC-устройствами (система реагирует именно на них, а не просто на движущийся объект). Как заставить всех автовладельцев установить такие устройства, пока никто не придумал. И вряд ли это будет сделано в обозримом будущем, считает главный инженер Componentality Константин Хайт, и во многом поэтому DSRC дойдет до конечного потребителя еще не скоро.
В то же время технология FlexRoad может найти широкое применение в государственном и корпоративном секторе. Например, она может использоваться для совершенствования организации транспортного регулирования, взимания платы проезда без ворот и снижения скорости потока, предоставления различных сервисных функций, создания каналов связи охранно-поисковых систем. Предотвращение столкновений также возможно, но на ограниченных территориях. Например, на строительных площадках.
Хайт считает, что DSRC-связь является комплементарной по отношению к системам спутниковой навигации, поскольку совместное с ними применение позволит, в частности, обеспечить более точное позиционирование движущихся объектов.
Достоинства и неопределенность
FlexRoad создает новые возможности, имея определенные преимущества перед другими технологиями передачи данных. Сети, созданные на ее основе, не загружают мобильным трафиком инфраструктуру. Они автономны, не требуют много времени, знаний и денег на их развертывание, масштабируемы. Кроме того, легко интегрируются с другими сетями связи. Также важно, что DSRC устойчивее других способов передачи данных при работе на движущемся объекте (передача данных возможна при движении до 250 км в час).
«Работая на рынках Финляндии и США, мы чаще всего сталкивались со следующими двумя мифами относительно DSRC: сеть на базе этого протокола строить дорого и сложно. На самом деле такую сеть могут развернуть студенты в кратчайшие сроки, а устройства уже сейчас стоят 25-50 тыс. руб.», — утверждает Хайт. Предполагается, что при массовом серийном производстве стоимость DSRC-устройств со временем может снизиться до 20-40 долл.
Поскольку крупные проекты по внедрению FlexRoad еще не реализованы, пока неизвестно, как будут работать сети, созданные на базе этой технологии в масштабах большого города. Получить какую-то определенность по этому вопросу позволит моделирование, которое Componentality планирует заказать одному из партнеров. Наряду с американским и финским университетами на получение соответствующего заказа претендует и НИУ ИТМО.
По словам Хайта, Россия является одним из самых перспективных рынков для продвижения FlexRoad. Прежде всего потому, что страна имеет огромные территории с ограниченным покрытием сетями сотовой связи.